ФЭНДОМ

Ямальский мамонтёнок
Ямальский мамонтёнок
Вид Шерстистый мамонт
Место обнаружения на берегу реки Юрибетеяха (Якутия, Россия)
Дата обнаружения сентябрь 1988 года
Возраст 39 тыс. лет
Ямальский мамонтёнок - сохранившиеся останки самки шерстистого мамонта в возрасте от 2 до 3 месяцев.

История

Мамонтенок Маша
Детёныш «мамонтёнок Маша», с реки Юрибейтияха (приток реки Юрибей, полуостров Ямал) был найден 12 сентября 1988 года в 20 км от впадения реки в Обскую губу. Поскольку этот детёныш долго оставался в размороженном состоянии на берегу реки в ямальской тундре, он оказался сильно повреждённым. Его шкура, мышцы и внутренние органы были мумифицированы. Практически не сохранились ни шерсть, ни кожа на большей части головы и нижней челюсти. Хобот не сохранился совсем. В 1988 году небольшой трупик двух-трёхмесячной самочки был обнаружен командой речного судна «Порог» на правом низменном берегу р. Юрибейтеяха, в 20 км от её впадения в Обскую губу. На место находки оперативно вылетела группа сотрудников Зоологического института из Ленинграда во главе с А.Н. Тихоновым. Расследование показало, что мумифицированные останки были вымыты из мёрзлых отложений и перенесены паводком ниже по течению. При этом оказались утраченными хобот, левое ухо и хвост. Тыльная сторона правой плюсны была разрушена и имела вид рваной раны с измочаленными почерневшими волокнами сухожилий. Эта рана, возможно, и явилась причиной смерти животного.

Размеры туловища в сантиметрах: высота холки — 67, груди — 38, головы — 43, спины — 77, уха — 15. Вес около 40 кг. Ноги короткие, слегка согнутые. Длина передней ноги — 30, задней (до колена) — 28. Размер подошвы передних ног 12х11, задних — 8х10. Их поверхность покрыта мелкими пупырышками. По фронтальному краю на всех подошвах видны следы трёх отвалившихся ногтевых пластинок размером 15х16 мм (на передних ногах) и 18х27 мм (на задних). Два молочных бивня имели в длину 5 см, расстояние между их концами — 8 см. очевидно, что самочка ещё питалась молоком матери. Кожа на голове и шее оказалась сильно разрушенной. Подкожная клетчатка и жир белесые, мажущей консистенции. На голой коже плеч, боков и ног виднелись пятна синего минерала вивианита от долгого нахождения в воде. Волосяной покров легко отваливался, сохранились лишь отдельные его островки. Длина волос 2,5-3 см на боках и до 8 см — на тыльной стороне голени.

Мамонтёнок жил около 39 тыс. лет назад. Скорее всего, когда ему ещё не было четырех месяцев, в одном из многочисленных болот мамонтёнок мог уйти из-под контроля матери и был, по-видимому, поглощён топью. На тыльной стороне правой ноги сохранилась огромная рваная рана, скорее всего нанесённая хищниками. По-видимому, туша всё лето 1988 года пролежала размороженная, поэтому сильно пострадала: отсутствовали хобот, хвост, левое ухо, в нескольких местах порвана шкура. Если бы тело мамонтенка не исчезло в считанные часы с поверхности, то было бы уничтожено хищниками. А если бы сразу не погрузилось на большую глубину, то было бы разрушено процессами ежегодного летнего оттаивания и зимнего промерзания. Находясь в кислой болотной среде, останки мамонтенка покрылись налётом вивианита. Мамонтёнок Маша (так зовут старшую дочь А.Н. Тихонова) побывала на выставках в Швеции, США и Японии. Позднее японскими специалистами Маша была забальзамирована специальными смолами и вместе с магаданским Димой помещена в Мамонтовом зале Зоологического музея в Петербурге.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики