ФЭНДОМ

Эухелоп — первый завропод из Китая, обитал в раннем меловом периоде 129-113 млн лет назад.

История находки

Reconstructions of the three exemplars of E. zdansky
Первоначальное открытие окаменевших костей этого динозавра было совершено католическим священником, отцом Мертенсом, в 1913 году, в китайской провинции Шаньдун, однако раскопки были произведены только в марте 1923 года, когда австрийский студент Отто Зданский раскопал два частичных скелета на участках, примерно в трех километрах друг от друга. В 1929 году этот вид был описан профессором Карлом Виманом под названием Helopus zdanskyi, название рода было образовано от греческого ἕλος, helos, «болото» и πούς, pous, «нога». Название относится к болотистой местности, где была совершена эта находка. Однако позже выяснилось, что это название уже принадлежало птице и в 1956 году Альфред Шервуд Ромер предложил использовать название Euhelopus. Наиболее полными экземплярами являются два частичных скелета: PMU 24705 (ранее PMU R233) и PMU 24706 (ранее PMU R234), оригинальные окаменелости находятся в Mузее эволюции Университета Уппсалы, Швеция.

Карл Виман, профессор палеонтологии и исторической геологии в Музее эволюции Упсалы, стал первым человеком, который описал первого завропода из Китая.
Restoration of the skull of E. zdanskyi reconstruction by Mateer & McIntosh (1985)

Реконструкция черепа Euhelopus (Mateer & McIntosh, 1985)

Еухелоп представляет особый интерес для изучения по ряду причин, прежде всего из-за частичного черепа, который сохранился у образца PMU 24705 (ранее PMU R233), что редко встречается у ископаемых останках завроподов. Кроме того, череп связан с почти полным шейным позвоночным рядом, а упомянутый образец PMU 24706 содержит большую часть дорзальной серии и полную заднюю часть, что означает, что эухелоп известен из гораздо большего количества материала, чем большинство зауроподов. Тем не менее, несмотря на относительную полноту и хорошую сохранность образцов, анатомия, филогенетическое положение и стратиграфический возраст этого рода стал предметом многих дискуссий.

Сохранившаяся ступня задней конечности эухелопа была рассмотрена Виманом по аналогии со шведскими туфлями, похожими на снегоступы, он считал что этот ящер, при передвижении по болотистой местности, использовал стратегию из растопыренных пальцев ног. Кроме того, Виман считал, что эухелоп был способен погружаться под воду на длительные периоды, используя ноздри и шею в качестве дыхательной трубки, несмотря на то, что позвоночный столб был очень облегченным. Две иллюстрации Свена Экблама, демонстрирующие образ жизни этого животного были включены в первоначальное описание Вимана.
Reconstructions by Sven Ekblom. Originally published in Wiman (1929)

Изображение эухелопов под водой (Sven Ekblom, 1929 год)

Идея о том, что завроподы были водными животными, была позже полностью опровергнута, однако, хотя большинство современных авторов признают, что завроподы были сухопутными, не все убеждены в их способности поднимать свои шеи выше уровня плеч, чтобы питаться растительностью с высоких деревьев.

В 2005 году Стивенс и Перриш (Stevens & Parrish 1999, 2005) реконструировали шею эухелопа на уровне или ниже уровня плеча, в нейтральной позе. Однако некоторые авторы, включая Майкла Тэйлора (Taylor et al. 2009), утверждают, что диплодокиды могли поднимать шеи намного выше уровня плеча, кроме того, в другом исследовании было высказано предположение о том, что уровень шеи эухелопа поддерживался значительно выше высоты плеча, хотя и не полностью вертикально (Christian & Dzemski 2011). Исследования в этой области продолжаются, что открывает множество возможностей для будущих исследований образа жизни эухелопа. Систематическое положение Euhelopus так же было в центре обсуждений.
Euhelopus skull 01

Euhelopus в Музее эволюции Уппсалы

Euhelopus fossil 02
Первоначально Виман отметил, что многие черты черепа эухелопа были схожи с камаразавром (Camarasaurus), описанным Коупом в 1877 году, тогда как позвоночный столб был более схож с цетиозавром и брахиозавром. Альфред Ромер в 1956 году рассматривал его в группе Euhelopodinae, а в 1990 году Джон Стэнтон Макинтош поместил эухелопа в семейство Camarasauridae. Ранний кладистический анализ завроподов располагал его на одной из двух позиций: либо в качестве примитивного eusauropoda (Upchurch 1995, 1998; Upchurch et al., 2004), либо как раннего представителя titanosauriform, родственного меловым титанозаврам (Wilson & Sereno, 1998; Wilson , 2002). В настоящее время принятая систематическая позиция Euhelopus рассматривается в отношении структуры зубов и прочности его челюсти. Макронары, такие как камаразавр (Camarasaurus) жирафатитан (Giraffatitan) и абидозавр (Abydosaurus) имеют прочные зубы, похожие на те, что у эухелопа. Это заметно отличает их от титанозавров, причина этого изменения в морфологии зубов между Euhelopus и титанозаврами неизвестна, хотя это, безусловно, отражает изменение предпочтений в их питании.[2]

Описание

Открытие этого динозавра является палеонтологически важным событием, поскольку оно представляет собой первого динозавра, описанного из Китая. Первоначальное описание описывает его довольно большим завроподом, считалось, что он весит от 15 до 20 тонн. В 1993 году Питер Додсон оценил его размер в 15 метров (49 футов). Позже эти оценки значительно уменьшились. В 2016 году Грегори С. Пол оценил длину тела в 11 метров, а вес в 3,5 тонны.[3] У эухелопа была очень длинная шея, относительно пропорции тела, она состояла из 17 позвонков и достигала до 4,6 метров (15 футов) в длину. Андреас Кристиан, функциональный морфолог университета Фленсбурга в Германии, исследуя эохелопа, оределил, что он держал шею в позе жирафа - это почти прямая шея, наклоненная под углом примерно 45 градусов.

Источники

  1. Принстонский справочник динозавров, 2-е издание, 2016 год.
  2. Carl Wiman’s sauropods: The Uppsala Museum of Evolution’s collection
  3. http://www.wikiwand.com/en/Euhelopus#/cite_ref-ageofdinosaurseuhelopus_4-0