ФЭНДОМ

Wpid-estemmenozuh. i 7

Эстемменозух - род огромных растительноядных животных. Обнаружены в составе так называемой очёрской фауны (найдена у деревни Ежово в Очёрском районе Пермской области, возраст около 267 млн лет). Типовой вид описан П. К. Чудиновым в 1960 году.

Очёрские эстемменозухиды, описанные под названиями аноплозух и зоферозух оказались молодыми особями типового вида эстемменозуха. Это некрупные животные без выраженных выростов на черепе. Не исключено, впрочем, что это самки - некоторые особи «аноплозуха» по размерам не уступают собственно эстемменозуху. Вместе со скелетом «аноплозуха» обнаружены многочисленные костные бляшки, покрывавшие тело животного. Для эстемменозухов известны остатки шкуры (на черепах, включая «рога»). Изучение этих находок Чудиновым позволило установить, что чешуи или роговых покрытий у эстемменозухов не было. Шкура была толстая, с кожными железами. Костные бляшки могли находиться в толще кожи. Эстемменозухиды вели полуводный образ жизни (как бегемоты). Основу их питания могли составлять отмершие стволы каламитов. Тем не менее, строение зубной системы не исключает и всеядность (например, питание падалью).

Обычно эстемменозухов считают дейноцефалами, но М. Ф. Ивахненко сближает их с примитивными горгонопсами.

Описание

Estemmenosuchus uralensis

Крупное животное (длина черепа до 68 см, возможно, больше). Череп с чрезвычайно развитой орнаментацией (выросты в лобно-теменной области, на скулах и так далее). Интересно, что по наблюдениям М. Ф. Ивахненко, выросты присутствуют лишь на самых крупных черепах. Мощные клыки и резцы, округлые в сечении. Заклыковые зубы многочисленные (20-28 пар), булавовидные. Тело массивное, передние лапы чуть длиннее задних, кисти и стопы широкие. Хвост относительно короткий. Общая длина могла превышать 4 метра. Известен из местонахождений Очёр и Лужково.

Estemmenosuchus mirabilis

Второй вид — Estemmenosuchus mirabilis. Этот эстемменозух гораздо мельче (череп длиной до 42 см), но выросты на черепе выражены еще больше. Так, выросты над глазами разветвлены, выросты на скуловых дугах столь длинные, что ширина черепа равна длине. Морда относительно короче, чем у типового вида. Известен по единственному скелету из типового Очёрского местонахождения.

Памятники

  • памятник близ Очёра
  • памятник на территории Очёрского краеведческого музея

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики