ФЭНДОМ

Экриксинатозавр самый крупный известный науке абелизаврид. Обитал на территории, находящейся в 34 километрах северо-западнее городка Аньело (провинция Неукен, Аргентина) 99-97 млн. лет назад[1].

Описание

Длина тела экриксинатозавра достигала 11 метров. Высота же до 4,5 метров. Весил он до 4 тонн.

На текущий момент является крупнейшим абелизавридом. Отметим, что первоначально его длина оценивалась в 7-8 м, однако в статье от 2011 года на основе аргументов о нестандартных пропорциях размер был пересмотрен до 10-11.

Передвигался экриксинатозавр на двух сильных ногах, которые были относительно коротки для его семейства. Длина бедренной кости – 77,6 см, а ширина – 11,5. Длина же большеберцовой кости – 69,4 см, а ширина – 10,5. Передние конечности были совсем небольшими, потому в процессе охоты никак не задействованы.

Общая форма черепа близка к таковой у майюнгозавра и скорпиовенатора. Но голова экриксинатозавра явно больше, чем у других абелизаврид: как буквально, так и относительно размеров тела. Последние оценки длины черепа – 85 см, а ширины – 34,3 см. Острые закруглённые зубы крупнее, чем у майюнгазавра, карнотавра и других родственников. Следовательно, это был эффективный инструмент атаки и удерживания достаточно крупных растительноядных динозавров.

В самых смелых предположениях экриксинатозавр имел небольшой выступ над глазами, как у раджазавра, либо зачатки рожек карнотавра. Расположение глазниц позволяет сделать также промежуточный вывод о достаточно развитом бинокулярном зрении.

Обладал весьма крепким телосложением. Позвонки, в частности отверстия в них, имеют немного отличную от других абелизаврид форму. Длинный, относительно тонкий хвост служил экриксинатозавру балансиром при передвижении.

Образ жизни

Экриксинатозавры представляют собой ярко выраженную модель абелизаврида-хищника. Ранее имелось предположение, что абелизавриды развились в Южной Америке от мелких форм до крупных после вымирания крупнейших кархародонтозаврид и освобождения ниши доминирующих хищников. Но сейчас с уверенностью можно сказать, что это не так. Семейства развивались параллельно и независимо друг от друга.

Но каким же образом экриксинатозавр спокойно охотился приблизительно на одной территории с другим крупным тероподом – гиганотозавром? Как на верхушке пищевой цепи находились сразу два динозавра? Даже если учесть, что доля падали в рационе гиганотозавра была высока (по нашим оценкам до 40%), то конфликты из-за контролируемых зон или найденной добычи всё равно возникали бы постоянно.

Пока точный ответ не дан, и учёные ломают над этим голову. Но наиболее реалистичный вариант – уникальная среда обитания. Например, пока гиганотозавр господствовал на равнине, экриксинатозавр мог быть лучше адаптирован к охоте в предгорьях или глубинах джунглей. Таким образом, они могли пересекаться только на границах этих сред, что существенно не влияло на популяцию. При этом доля падали в рационе экриксинатозавра, по нашему мнению, была заметно меньше, чем у потенциального конкурента.

История открытие

Скелет экриксинатозавра
Ныне известен единственный вид – Ekrixinatosaurus novasi, соответственно являющийся типовым.

Находка довольно свежа, потому история исследований невелика. Экриксинатозавр известен только по экземпляру голотипа MUCPv 294, представляющему собой частичный скелет. К сожалению, череп из набора также фрагментарен. Экземпляр был найден при строительных работах в 34 километрах северо-западнее городка Аньело в 1999 году. Пласты, в которых обнаружена находка, причисляются к богатой формации Канделерос, в свою очередь являющейся частью огромной формации Рио Лемай.

Описание экриксинатозавра было сделано аргентинским палеонтологом Джорджем Кальво вместе его с чилийскими коллегами Дэвидом Рубиларом-Роджерсом и Кареном Морено в 2004 г. В 2011 вышла небольшая обобщающая статья с уточнением размера и анализом характеристик.

Источники

  1. http://dinosaurs.afly.ru/theropoda/147-ekrixinatosaurus

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики