ФЭНДОМ

Эдмонтозавр - утконосый динозавр, живший на территории Сев. Америки в конце мелового периода 73-66 млн л.н.

История находки

Самые первые зубы гадрозавра были найдены Фердинандом Хайденом в отложениях Джудит Райвер, штат Монтана и описаны Джозефом Лейди в 1856 году как Trachodon mirabilis. В 1882 году Вортманом и Хиллом, работающими на американского палеонтолога Эдварда Коупа, были найдены первый полный череп и часть скелета в формации Хелл Крик, к северо-востоку от Блэк-Хиллс в Южной Дакоте. В следующем году Коуп назначил этот образец к роду Diclonius мirabilis, эта комбинация была создана путем объединения рода Diclonius, описанного Коупом в 1876 году по фрагменту челюсти с зубами, с Trachodon мirabilis, основанном на зубах и опубликованных Джозефом Лейди. В 1899 году этот экземпляр (AMNH 5730) был продан в Американский музей естественной истории.

Новые окаменелые останки были найдены в 1891 году Джоном Белл Хэтчером в Конверс Каунти, штат Вайоминг, Отниел Чарльз Марш описал их в 1892 году как Claosaurus annectens. Ископаемые останки состояли из двух частичных скелетов, первый из них (образец YPM 2182)
Claosaurus peabody museum.jpg
был смонтирован в 1901 году в Музее естественной истории имени Джорджа Пибоди, второй (USNM 2414) был установлен в Смитсониевском музее в 1904 году. Эти скелеты являются первыми скелетами гадрозавров, установленными для публичного обозрения в Соединенных Штатах. В 1904 году Барнум Браун извлек еще один экземпляр из отложений Крокед Крик в Монтане, этот образец (AMNH 5886), а также образец (AMNH 5730) были смонтированы в Американском музее естественной истории в 1907 году. В 1908 году Чарлз Штернберг обнаружил знаменитую "Trachodon mummy" (AMNH 5060) недалеко от города Ласк, штат Вайоминг,
Trachodon mummy.jpg
а в 1910 году им был найден второй мумифицированный образец (SM 4036), впоследствии проданный в Зенкенбергский музей, Германия.

Edmontosaurus skull 01.jpg
Edmontosaurus skull 02.jpg
Имя Edmontosaurus было дано Лоуренсом Ламбе в 1917 году двум частичным скелетам найденным в отложениях Каньона Подков у реки Ред Дир Райвер, на южной части провинции Альберта, Канада. Останки были найдены в формации Едмонтон, из-за чего ящер получил свое название. Один был обнаружен в 1912 году Леви Штернбергом (NMC 2288), второй образец был обнаружен в 1916 году Джорджом Ф. Штернбергом (NMC 2289). Два других канадских экземпляра были отнесены Гилмором в 1924 году к роду Thespesius. Один был обнаружен в отложениях Каньона Подков в 1920-х, а второй, наиболее полный образец (NMC 8399) был извлечен командой Штернберга в 1912 году в формации Ред Дир Райвер. В 1926 году Чарльз Mортрам Штернберг назвал новый вид Thespesius saskatchewanensis для черепа и частичного скелета из горного плато южной провинции Саскачеван, найденного в 1921 году. Образец (NMC 8509) включал почти полный череп, многочисленные позвонки, частичное плечо и бедро, а также частичные задние конечности, представляя первые существенные образцы из Саскачевана, экземпляр достигал от 7 до 7,3 м (от 23 до 24 футов) в длину.

Edmontosaurus skull 03.png
В 1942 году Лолл и Райт пытались решить сложную таксономию гадрозавров, назвав новый род Anatosaurus ("утка ящер"), чтобы связать несколько однотипных родов. К этому роду были назначены Claosaurus annectens, Thespesius edmontoni, Т. saskatchewanensis, Trachodon longiceps, а также новые виды Anatosaurus copei, для двух скелетов на выставке в Американском музее естественной истории. Таким образом, различные виды стали называться Anatosaurus annectens, А.copei, А. edmontoni, А. longiceps и А. saskatchewanensis, а Анатозавр стал назваться "классическим утконосым динозавром". Такое положение дел сохранялось на протяжении нескольких десятилетий, пока Майкл К. Бретт-Сурман не пересмотрел соответствующие материалы в 1970-х и 1980-х годах. Он пришел к выводу, что типовой вид Анатозавра (А. annectens), был на самом деле видом Эдмонтозавра, вместе с тем Аnatosaurus copei, отличается настолько, чтобы быть выделенным в собственный род. В 1990 году Бретт-Сурман и Ральф Чапман назначили новый род Anatotitan для A.copei, остальные виды были объединены в роде Эдмонтозавр.
Edmontosaurus skull 05.jpg
Edmontosaurus skull 06.jpg
В 2011 году исследование Николаса Кампьоне и Дэвид Эванса провело первый в истории морфометрический анализ для сравнения различных образцов, назначенных Эдмонтозавру. Они пришли к выводу, что только два вида справедливы: Е. Regalis, и Е. annectens, а также показало, что Anatotitan copei является синонимом Е. annectens. Все различия сопоставимы с особенностями разного пола и возраста, а также деформацией черепов.

Описание

Эдмонтозавр был одним из самых крупных видов гадрозавров, размером от 9 до 12 метров (30-39 футов) в длину и весом около 4 тонн.[2] Эдмонтозавр был широко распространен по всей западной части Северной Америки. Распределение ископаемых останков позволяет предположить, что он предпочитал побережья и прибрежные равнины. Размер черепа достигал от 781 мм у Edmontosaurus saskatchewanensis (CMN 8509), до 1278 мм у Anatotitan copei (MOR 003) и заканчивался большим плоским клювом. Клюв был беззубым и имел спереди расширение из кератинового материала.
Edmontosaurus skin 02.jpg
Значительные остатки ороговевшей верхней части клюва известны из "Мумии", хранящейся в Музее Senckenberg. В этом образце, сохранившаяся часть клюва продлена по крайней мере на 8 см (3,1 дюйма) за пределы кости, выступая вниз по вертикали. Зубы присутствовали только в районе щек. Они росли рядами, максимум по шесть штук в каждом, число рядов изменялось в зависимости от размера животного.
Edmontosaurus skin 01.jpg
Известны числа столбцов для двух видов: для E. Regalis - от 51 до 53 столбцов на верхнечелюстной кости и от 48 до 49 для нижнечелюстных (зубы верхней челюсти были более узкими, чем в нижней части челюсти), для Е. annectens и E. saskatchewanensisи - 52 столбцов на верхней челюсти и 44 на нижнечелюстной. Отпечатки кожи эдмонтозавра находят довольно часто, из всех найденных образцов, 25% принадлежат эдмонтозавру.

Несколько экземпляров эдмонтозавра были найдены с сохранившимися отпечатками кожи, такие как "Trachodon мумия", "Мумия" из Senckenberg Museum и образец по прозвищу "Дакота".

Edmontosaurus Trachodon 01.jpg
Edmontosaurus Trachodon 02.jpg
Edmontosaurus Trachodon 03.jpg
"Мумия Trachodon" является окаменелой тушей Эдмонтозавра annectens (первоначально Trachodon annectens AMNH 5060). Это один из лучших образцов динозавров обнаружены до сих пор, с отпечатками кожи на крупных частях тела. Мумия была найдена в 1908 году охотником за окаменелостями Чарльзом Штернбергом и его тремя сыновьями в отложениях штата Вайоминг, США. Когда палеонтолог Генри Фэрфилд Осборн, директор Американского музея естественной истории, узнал о новой находке, он тут же отправил сотрудника и палеонтолога Альберта Томсона, чтобы по возможности обеспечить его покупку для музея. Осборн знал что Штернберг работает по контракту от Британского музея естественной истории. Когда Томсон прибыл, мумия уже была завернута в мешковину и готова для транспортировки, он предложил высокую цену в $ 2000, но не смог приобрести ископаемое. В тот же день Томсон узнает о прибытии Уильяма Джейкоба, директора Карнеги Музея естественной истории и Oсборн, боясь потерять свою возможность, быстро приобрел образец за неизвестную сумму. В 1912 году экземпляр был описан самим Осборном и знаменитым палеонтологом Барнум Брауном, а затем был выставлен на обозрение. На выставке, мумия находилась в защищенной стеклянной витрине, лежа на спине, как и была обнаружена, музей решил воздержаться от восстановления недостающих частей. До сих пор, мумия считается одним из наиболее важных ископаемых музея.

Edmontosaurus Senckenberg 02.jpg
Edmontosaurus Senckenberg 01.jpg
Мумия эдмонтозавра из Зенкенбергского музея (Senckenberg Museum) была найдена американским коллекционером окаменелостей Чарльзом Штернбергом и его сыновьями в 1910 году, в штате Вайоминг, США. Она была приобретена в 1911 году Зенкенбергским музеем во Франкфурте, Германия. Покупка была сделана Артуром фон Вайнбергом, позже директором Зенкенбергского музея. В 1921 году профессор Краузе обнаружил содержание желудка эдмонтозавра. В области живота Франкфуртского образца были обнаружены окаменелые иглы и веточки хвойных деревьев и многочисленные мелкие семена и плоды.

"Дакота" это прозвище, данное ископаемому эдмонтозавру, найденному в формировании Хелл-Крик в Северной Дакоте. Углеродный анализ показал около 67 миллионов лет, это последний этап мелового периода. "Мумия" была впервые обнаружена студентом палеонтологом Тайлером Лайсеном на территории Северной Дакоты в 1999 году, но не привлекала особого внимания вплоть до 2004 года, когда Лайсен обнаружил отпечатки мягких тканей. Лайсен совместно с британским палеонтологом Филиппом Мэнингом, извлекли окаменелую тушу летом 2006 года. Команда Мэннинга использовали крупномасштабный томограф, предоставленный NASA и компанией Boeing, чтобы произвести сканирование с высоким разрешением сохранившихся мышц и сухожилий задних ног. Поскольку межпозвоночные диски, пространство которых из позвоночника хвоста были окаменелые, исследователи смогли более точно рассчитать ее длину. Сохранение его мышц и сухожилий, позволили рассчитать массу. Полученные результаты свидетельствуют о том, что динозавр, достигал около 11 м (35 футов) в длину и весил около 3,5 тонн, он вероятно мог развивать скорость 45 км/ч (28 миль в час), это быстрее, чем предполагаемая максимальная скорость тираннозавра 32 км/ч (20 миль в час). Хорошо сохранившийся покровы сохранили свою структуру, и исследователи сопоставили ее в трех измерениях. Области суставов вытянутой руки структурированы таким образом, что может напоминает полосатый рисунок. С июня 2008 года Дакота выставлена на всеобщее обозрение в North Dakota Heritage Center, в Бисмарке. Находка "Дакоты" была предметом документального фильма National Geographic "Вскрытие динозавра" (Dino Autopsy).

Виды и синонимы

Едмонтозавр является одним из наиболее распространенных динозавров в Сев. Америке, за все время было обнаружено более 22 черепов этого динозавра.

Edmontosaurus annectens :

Edmontosaurus specimen.png
  • 1883, COPE (Diclonius mirabilis) - AMNH 5730 (Anatosaurus copei)
  • 1892, MARSH (Claosaurus annectens) - USNM 2414, YPM 2182
  • 1907, MERRELL - USNM 3814
  • 1912, OSBORN (Trachodon annectens) - AMNH 5060
  • 1923, VERSLUYS - Senckenberg Museum Nr.4036
  • 1926, STERNBERG (Thespesius saskatchewanensis) - NMC 8509
  • 1942, LULL & WRIGHT - USNM 2414
  • 1971, MORRIS - LACM 23502
  • 1988, MICHARD & MARIOTTI - MNH-AMN 17
  • 1992, HORNER - MOR 003 (Anatosaurus copei)
  • 2011, CAMPIONE & EVANS - SM R4050, DMNH 1493, UMMP 20000, NCSM 23119, UCMP 128374, ROM 57100, CCM (Anatosaurus copei).

Edmontosaurus regalis :

Edmontosaurus species 02.png
  • 1917, LAMBE - NMC 2288, NMC 2289
  • 1924, GILMORE (Thespesius edmontonensis) - NMC 8399
  • 1935, PARKS - ROM 801
  • 1942, LULL & WRIGHT - USNM 12711
  • 1961, OSTROM - CNHM P15003
  • 1981, McINTOSH - CM 26259
  • 1992, HORNER - AMNH 5254
  • 2011, CAMPIONE & EVANS - NHM R8927, CM 26259, FMNH 15004

Источники

  1. Принстонский справочник динозавров, 2-е издание, 2016 год.
  2. http://www.wikiwand.com/en/Edmontosaurus

В культуре

When Dinosaurs Roamed America Edmontosaurus-Anatotitan.jpg

Эдмонтозавр в фильме "Когда по Америке бродили динозавры"

  • Стадо эдмонтозавров (названных ныне устаревшим термином "анатотитаны") показано в документальном фильме Discovery "Когда по Америке бродили динозавры". Животные пасутся рядом с другими растительноядными, такими как трицератопсы. Почёркивается острое зрение, хороший слух и чуткое обоняние животных. Также показаны особенности строения, позволяющие динозаврам справляться с растительной пищей. Благодаря групповой охоте тираннозавры убивают одного эдмонтозавра.
пр Динозавры в Jurassic Park: Operation Genesis
Крупные хищники ТираннозаврСпинозаврАллозаврАкрокантозаврКархародонтозавр
Планировавшиеся животные
Эти животные были запланированны, но не вошли в игру
АлиорамАпатозаврБариониксВуерхозаврДейнонихДиплодокИгуанодонМайазаврОрнитомимПаноплозаврТенонтозаврТесцелозаврЯнхуанозавр

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики