Фэндом

Шонизавр — один из крупнейших ихтиозавров всех времён, жил 221.5—212 млн лет назад на территории современных Невады (США), Британской Колумбии (Канада) и Италии[1].

Описание

Шонизавр 4.jpg

Shonisaurus sikanniensis в экспозиции Королевского Тиррелловского музея

Шонизавр - второй по величине ихтиозавр после шастазавра. Имел китообразные формы и узкие длинные ласты. У молодых шонизавров зуби распологались на передней части челюстей, у стариков - отсутствовали.

Виды

  • Shonisaurus popularis — типовой вид, обнаружен в 20-х гг XX века недалеко от посёлка Берлин, что в штате Невада (США). Кости были извлечены лишь спустя 30 лет после обнаружения, описаны Кемпом. Кости принадлежали более чем 37 особям. До 15 м в длину. Череп с очень длинными узкими челюстями, зубы сохраняются лишь в передней половине челюстей. У старых особей зубы вообще могли отсутствовать. Длина черепа превышает 2 метра. Кисть и стопа очень длинные, трехпалые. Задние ласты практически такой же длины как передние. Ребра очень длинные, расширены дистально. Традиционная реконструкция представляла тело коротким и боченковидным, но последующие исследования показали, что это не так. Хвост средней длины, конец хвоста слегка изогнут вниз (что предполагает наличие хвостового плавника). Два крестцовых ребра соединяют подвздошные кости с позвоночником.
Шонизавр 5.jpg

Дон Бринкман с экземляром Shonisaurus sikanniensis в экспозиции Королевского Тиррелловского музея

  • Shonisaurus sikanniensis — обнаружен на берегу речки Сиканни Чиф в Британской Колумбии (Канада), раскопки под руководством Элизабет Николс продолжались с 1993 по 2003 года, сам вид был описан в 2004 году. Исследователи во главе с Элизабет Николс оценили его длину в 21 м, хотя иногда в сети и литературе появляются оценки в 23 м. Это, по-видимому, связано с тем, что кончик морды и кончик хвоста у данного экземпляра не сохранились, а половину его туловища вместе с задними конечностями смыла река. Сохранившаяся часть черепа - 1,5 м длиной; исследователи предположили, что ростр был тоже около 1,5 м, таким образом череп должен был быть трехметровым. Впрочем, Сандер и др. (Sander et al., 2011) пришли к выводу, что S. sikanniensis был ближе к короткомордым шастазаврам, чем к типовому виду рода. Поэтому все же стоит с большей осторожностью оценивать не только размеры черепа, но и размеры всего S. sikanniensis, который мог быть около 19—20 метров длиной. Данный вид обладал на удивление тонкими нижними челюстями и, несмотря на то, что передняя часть его черепа неизвестна, мог быть беззубым, как и многие другие шастазавриды.

Питание

Шонизавр 2.jpg

Шонизавр — самая большая морская рептилия. Лишь мозазавры могли достигать примерно такой же длины, но были значительно менее массивными.

Шонизавр 3.jpg

В отличие от мозазавров и плезиозавров, диета шонизавров также остается загадкой. По размерам шонизавры сравнимы с современными кашалотами, а S. sikanniensis приближается к китам-полосатикам. Несмотря на столь огромные размеры, шонизавр не мог питаться планктоном — этому противоречат узкие челюсти. Слабые немногочисленные зубы могут отражать питание головоногими моллюсками. Тем не менее, неясно, какие именно головоногие служили их добычей. В конце триаса существовали аммониты с раковиной до 80 см диаметром, но непосредственно в формациях Ланинг и Пардонет такие крупные формы не найдены (хотя аммониты многочисленны в невадских морских отложениях). Существует предположение, что добычей шонизавра могли быть какие-то неизвестные гигантские безраковинные головоногие, относящиеся к вампироморфам или настоящим кальмарам (эта группа была многочисленна в течение всего мезозоя). Кроме того, шонизавр мог охотиться и на более мелких водных позвоночных и головоногих, но для этого он, вероятно, был довольно неуклюж. Возможно, эти гиганты нападали из засады (например, среди плавающих водорослей). Э. Николс предположила, что развитый гиоидный аппарат позволял засасывать мелкую добычу в беззубый «клюв» — так охотятся сейчас клюворылые киты.

Источники

  1. Fossilworks:Shonisaurus

Также на Фэндоме

Случайная вики