ФЭНДОМ

Шаньдунгозавр — самый крупный представитель растительноядных гадрозавров, обитал на территории Китая около 83-72 млн. лет назад.

История изучения

Этот динозавр известен по фрагментарным останкам пяти особей, обнаруженных в провинции Шаньдун, Китай. В 1973 году китайские палеонтологи описали ископаемые находки под видом Shantungosaurus giganteus, название образовано от места находки (Shandong Province) и греч. saurus - «ящер». Видовое название дано в виду крупных размеров обнаруженных костей.

35 shantungosaurus

Реконструкция Shantungosaurus giganteus (Zhuchengosaurus)

В 2007 году аналогичные ископаемые, найденные у города Чжучэ́н (Zhūchéng), включающие кости черепа, конечностей и позвонков, были отнесены к новому роду и виду Zhuchengosaurus maximus, однако дальнейшее исследование, проведенное в 2011 году, показало, что отличительные черты чжученгозавра являются результатом различных стадий роста и могут принадлежать ранее описанному виду.

Пересмотренный филогенетический анализ группы гадрозавров, проведенный в 2014 году, рассматривает род шаньдунгозавр и эдмонтозавр как тесно связанные таксоны и объединяет их в кладе эдмонтозаврины, которая в настоящее время состоит из родов Kerberosaurus, Edmontosaurus и Shantungosaurus. Это исследование ученых доказывает, что клада эдмонтозаврины возникла в Азии и впоследствии расселилась по Северной Америке. Zhuchengosaurus и Huaxiaosaurus из отложений верхнего мела Чжучэн, интерпретируются как младшие синонимы Шаньдунгозавра.

Описание

Шаньдунгозавр является одним из самых крупных представителей отряда птицетазовых, оценки опубликованные Грегори Полом в 2010 году, определяют его размер в 15 метров для вида S. giganteus и 16,5 метров для вида Z. maximus.

Shantungosaurus skull
Вытянутый череп шаньдунгозавра был огромен, вероятно около 1,63 метра. Спереди он обладал приплюснутой формой, напоминающей утиный клюв. Зубы в этом месте напрочь отсутствовали, поэтому данный инструмент использовался для ощипывания мягких листьев и травы. Набор, состоящий из сотен крошечных зазубренных зубов, располагался рядами ближе к основанию черепа. Подобная "щётка" предназначена для перетирания материала мягкой и средней жёсткости. Ноздревые отверстия очень широкие и вытянутые, что может свидетельствовать о наличии эластичных кожных мешков. Раздувая их при выдохе динозавр мог издавать громкие звуки, которые могли быть обычными сигналами оповещения, а также призывами партнёров в брачный период. Громкие крики стада шаньдунгозавров могли действовать устрашающе для подобравшихся мелких и средних хищников. Эти динозавры обладали очень длинным жёстким хвостом, сужающимся от основания к концу. Он использовался как противовес и для баланса при передвижении, ведь вес животного был поистине колоссален для двуногих существ. Основание хвоста было широким, что свидетельствует о соответствующем мышечном объёме. Это было неплохое орудие защиты от хищников.

Образ жизни

Исходя из строения челюстей и зубов можно сделать вывод, что шаньдуньгозавры питались мягкой растительной пищей, достаточно тщательно её пережёвывая. В частности, в ход шли листья, кустарники, молодые ветви и побеги, а также хвоя. Поэтому основным их домом были восточноазиатские леса, полные лакомств. Шаньдуньгозавры были стадными животными. Этот факт подтверждают находки нескольких особей рядом. Их основными врагами являлись тираннозавриды тарбозавры, которые предпочитали высматривать совсем юных или больных шаньдунгозавров. Со взрослой особью даже они могли справиться только группой.

Галерея