ФЭНДОМ

Человек флоресский, так же называемые хоббитами - ископаемый вид карликовых людей, живший 94-13 тыс. лет назад и обнаруженный в пещере Лианг Буа (о. Флорес, Индонезия).

Несмотря на невысокий рост и малый объём мозга, они были способны к обработке каменных орудий. По современной теории, вымерли 13 тыс. лет назад из-за извержения вулкана. Свидетельством тому служит вулканический пепел, обнаруженный на глубине примерно этого периода, после которого уже не встречаются останки этого гоминида.

Описание

Голотипом для предполагаемого нового вида стала первая, лучше всего сохранившаяся первая особь, по номенклатуре LB1 и по прозвищу Фло. Это практически полный скелет половозрелой (ориентировочно 30-летнего возраста) женской особи ростом 1 метр и 6 сантиметров (оценка роста основана на размерах бедренной кости. Для второй относительно хорошо сохранившейся особи, LB8, рост оценивается в 1 метр и 9 сантиметров на основании измерения большеберцовой кости, поскольку у этого экземпляра бедренные кости отсутствуют. Масса тела, которую первые исследователи оценивали исходя из его параметров, которые они посчитали более близкими к шимпанзе, чем к человеку разумному, составляет предположительно 16-29 килограммов.

За время исследования флоресских останков отмечались такие нехарактерные для современного человека особенности, как отсутствие подбородка, малый изгиб костей рук и толщина костей ног.

Исследование плеча и предплечья флоресского человека в 2007 году показало, что предплечье повёрнуто на 120° по отношению к локтевому суставу. У современного человека угол поворота составляет 145-165°. Недостаточный изгиб, который мог бы помешать процессу изготовления орудий, однако, искупается более короткой и вывернутой вперёд ключицей, создающей впечатление пожатия плечами. За счёт этого Фло могла изгибать локоть так же, как современные люди.

В том же 2007 году исследование трёх костей запястья, найденных на Флоресе в 2003 году и приписываемых LB1, показало их архаичный характер. У этих костей отсутствуют характерные для современного человека разумного и неандертальца прогрессивные черты, и по строению они напоминают аналогичные кости современных человекообразных обезьян, а также древнейших ископаемых гоминид - австралопитеков и человека умелого. Исследователи пришли к выводу, что эти примитивные черты не могут быть результатом какой-либо из известных болезней или аномалией развития. Один из ведущих оппонентов гипотезы об отдельном виде, доктор Алан Торн, со своей стороны указал, что принадлежность всех костей, найденных разрозненными, одной особи не доказана; по его мнению, отличия этих костей от костей современного человека не больше тех, которые возможны в пределах одного вида.

Мозг

Человек флоресский череп
Единственный обнаруженный череп человека флоресского, принадлежащий LB1, по-видимому, служил вместилищем для чрезвычайно маленького по объёму мозга. Объём полости черепа составлял 417 см³, что значительно уступает не только черепной коробке современного человека, но и черепной коробке человека прямоходящего, для которого размер мозга составлял от 800 до 1250 кубических сантиметров. Такой объём сопоставим с объёмом известных слепков полости черепа австралопитеков, варьирующимся от 427 до 545 см³. Другие морфологические характеристики черепа человека флоресского при рассмотрении в совокупности резко отличают его как от типичного черепа современного человека, так и от черепа австралопитеков, в то же время демонстрируя ряд сходных характеристик с черепами человека прямоходящего (в большей степени для экземпляров не азиатского происхождения) и человека умелого.

Некоторые характеристики мозга Фло приближают его к мозгу человека прямоходящего, в то время как другие (удлинённая затылочная доля коры, выступающая над мозжечком, возможно, связанная с вытеснением отделов, ответственных за зрение, более развитыми ассоциативными зонами, а также отсутствие лобно-глазничной борозды, исчезающей в процессе эволюции приматов по мере того, как развиваются лобные доли коры) - к мозгу человека разумного. Мозг Фло также отличает ряд особенностей, не имеющих аналогов среди других приматов. Одной из таких особенностей являются чрезвычайно развитые (относительно общего объёма мозга) височные доли. Этот отдел мозга у современного человека отвечает в частности за опознание предметов и лиц. Другой отличительной чертой были две мощные извилины в 10-м поле Бродмана, которые потенциально указывают на хорошо развитое воображение и способности к абстрактному мышлению и планированию.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики