ФЭНДОМ

Не следует путать с целурозавром

Целурозаврав - род планирующих ископаемых базальных рептилий пермского периода.

История изучения

Coelurosauravus elivensis (что означает «дедушка ящериц») описанный французским палеонтологом Жаном Пиветуа в 1926 году - это род базальных рептилии, со специализированными крылоподобными структурами, позволяющими ему планировать. Это были стержнеобразные структуры из кожной мембраны, растянутыми между костными стержнями, которые не являлись продолжениями ребер, а были развитыми окостеневшими кожными выростами, особенностью, которая уникальна для этого рода.

Средняя длина образцов составляла 40 см (16 дюймов), а его тело было длинным и плоским, подходящим для полета. Череп был похож на ящериц с остроконечной мордой, его задняя часть была расширена и заканчивалась небольшим гребнем, внешне напоминающим гребни динозавров цератопсов.

В 1982 году Сюзан Эванс признала род Daedalosaurus, основанный на образце из поздней перми Мадагаскара, младшим синонимом и создала семейство Coelurosauravidae, в 1987 году к нему были причислены Gracilisaurus и Weigeltisaurus из поздней перми северо-восточной Германии. С 2010 года описанные роды рассматриваются в семействе вейгельтизаврид (лат. Weigeltisauridae)

В культуре

Рекс

В британском научно-фантастическом сериале «Портал юрского периода» был показан самец целурозаврава, попавший из пермского периода в двадцать первый век через пространственно-временной портал — аномалию. Бен — мальчик, нашедший целурозаврава, дал ему имя Рекс. Несмотря на попытку Ника Каттера, одного из персонажей сериала, вернуть ящера в родную эпоху, Рекс вернулся. Герпертолог Эбби Мэйтланд приютила Рекса у себя дома, сохранив это в тайне, с которой Эбби поделилась лишь с близким другом и сожителем — Коннором Темплом. По мере развития событий о Рексе узнали и другие члены занимающейся аномалиями команды сериала. В дальнейшем из людей, которым было известно о Рексе остались только Коннор и Эбби. В пятой серии третьего сезона Эбби сказала своему брату — Джеку Мэйтланду, что Рекс — редкая ящерица. Джек проиграл Рекса в карты, но Коннору, благодаря Капитану Бэккеру, ответственному за безопасность команды, удалось вернуть Рекса. Когда Эбби узнала о произошедшем, произошёл новый толчок к романтическому влечению, происходящему между Коннором и Эбби.

Целурозаврав в сериале «Портал юрского периода» был изображён крайне неправильно, так как на самом деле он не умел махать отростами по бокам тела и не умел летать (тросты были нужны ему для мягкого прыжка). Помимо того целурозаврав, показанный в сериале был больше реального, а кожистая складка, напоминавшая гребень василиска, которая раскрывалась у него на голове также полностью придумана создателями сериала.

Систематика

Авицефалы

?Лонгисквама

Целурозауриды

Weigeltisaurus

Целурозаврав

Симеозавры

Валлезавр

unnamed

Drepanosaurus

unnamed

Dolabrosaurus

Megalancosaurus