ФЭНДОМ

Троодон (реже встречается вариант трудон) — мелкий оперенный хищник, похожий на птицу, жил на территории Сев. Америки в конце мелового периода 77-74 млн л.н.

История находки

Название Troodon было первоначально дано Джозефом Лейди в 1856 году, на основании одного единственного зуба, найденного в отложениях реки Джудит, Монтана. С 1925 по 1945 годы считался пахицефалозавром, из-за похожести зубов. В 1969 году Дейл Рассел описал более-менее полный скелет
Stenonychosaurus skeleton
из Провинциального парка под видом Stenonychosaurus. В начале 1980-х годах, вместе с заурорнитоидом из Монголии они были включены в семью Saurornithoididae. Последующие исследования в 1987-1988 годах, палеонтологами Филлом Карри и Грегори Полом, позволили признать образцы Stenonychosaurus inequalis, Polyodontosaurus Grandis и Pectinodon bakkeri в качестве младших синонимов и включить их в один род - Троодон (Troodon).

Описание

Троодон был маленьким динозавром, достигающим до 2,4 метра (7,9 футов) в длину, 0,9 м (3,0 футов) в высоту, и до 50 кг (110 фунтов) в массе.[2] Их глаза были очень большими (возможно предполагая частично ночной образ жизни), и слегка повернуты вперед, давая троодону некоторую степень восприятия глубины. Зубы несут заметные зазубрины, похожие на таковые у травоядных рептилий, что позволяет предположить всеядную диету троодона. троодон обладал самым большим по величине мозгом среди динозавров того времени, относительно его массы тела (как и современные птицы). Облегчённый скелет и длинные ноги делали троодона отличным бегуном.

Троодон зубы
Сравнение зубов троодона из Аляски и южной части ареала
Зубы троодона, сильно искривлённые, плоские, с острыми кромками по заднему краю, очень хорошо могли резать плоть жертвы. У динозавра были гибкие кисти, а большие пальцы могли двигаться независимо от двух остальных, поэтому кисть превращалась в сильное хватательное орудие. В сочетании с быстрым бегом эти качества позволяли троодону успешно охотиться на мелкую проворную дичь, например млекопитающих и ящериц.
SeIFvBa1Elw

Зуб троодона

Сравнивая размер мозга животного с размерами тела, учёные получают представление о сообразительности животного. Относительный размер мозга троодона позволяет сравнить его по умственному развитию с попугаем. Возможно, это выглядит и не убедительно, но попугай считается умной птицей. У троодона хорошо развиты доли мозга, ответственные за зрение, а глаза были первым орудием животного на охоте. У троодона были увеличены некоторые другие отделы мозга, контролирующие движение и равновесие тела, что подтверждает мнение о троодоне как о хорошем бегуне. Сообразительность троодонов позволяла им координировать между собой действия во время охоты, поэтому стадо троодонов могло добывать достаточно крупную дичь.

Окаменевшие гнёзда троодона найдены в штате Монтана (США) на знаменитой Горе яиц. Во многих гнёздах сохранились целые яйца, а некоторые даже содержат скелеты зародышей троодона. Иногда вблизи гнёзд находят окаменевшие остатки взрослых особей, и учёные полагают, что троодоны высиживали яйца также, как это делают современные птицы.

Рептоиды

Некоторые учёные шутят, что если бы не вымерли динозавры, то сейчас бы существовала раса гуманоидных рептилий, наделённый человеческим разумом. Самое интересное, что подобные существа появляются в мифах и легендах. Даже в наши дни многие утверждают, что видели рептоидов в джунглях, болотах или на борту НЛО.

Классический образ

Рептилоиды в "классическом" образе обычно выглядят как антропоморфные рептилии с сухой чешуей зеленого или желтого цвета, похожей на чешую ящериц, вертикальными "кошачьими" зрачками, а также обычно они высокого роста.

"Научный" образ

"Научные" рептилоиды появились недавно. Их образ, скорее, показывает, какими бы были разумные потомки троодонов. Внешность "орнитоидов" типична для дейнонихозавров - горизонтальное тело, ноги длиннее рук, густое оперение. Также их отличает большая голова с очень выпуклым лбом, и, иногда, клювом.

В культуре

  • Троодоны появляются в документальном сериале "Планета динозавров", где выживают в суровых условиях Аляски .
  • Троодоны (названы трудонами) появляются в последней серии телесериала "Доисторический парк ", где один из них пробирается в парк и устраивает переполох. Троодона ловят и дают ему имя Раскаль.
  • Троодоны появляются в компьютерной игре "Jurassic Park : The Game " , где показаны как ночные животные небольшого размера с ядовитым укусом и светящимися глазами . Также они обладают способностью откладывать яйца в тела живых существ. Представители данного вида были выведены в лаборатории и изначально планировались для нового аттракциона , но Хэммонд посчитал их слишком опасными и приказал уничтожить. Но небольшая популяция была тайно спасена доктором Соркин.

Источники

  1. Принстонский справочник динозавров, 2-е издание, 2016 год.
  2. http://www.wikiwand.com/en/Troodon

Галерея