ФЭНДОМ

Троодон (реже встречается вариант трудон) — мелкий оперенный хищник, похожий на древних птиц, жил на территории Сев. Америки в конце мелового периода 77-74 млн л.н.

История находки

Название Troodon было первоначально дано Джозефом Лейди в 1856 году, на основании одного единственного зуба, найденного в отложениях реки Джудит, Монтана. С 1925 по 1945 годы считался пахицефалозавром, из-за похожести зубов. В 1969 году Дейл Рассел описал более-менее полный скелет
Stenonychosaurus skeleton
из Провинциального парка под видом Stenonychosaurus. В начале 1980-х годах, вместе с заурорнитоидом из Монголии они были включены в семью Saurornithoididae. Последующие исследования в 1987-1988 годах, палеонтологами Филлом Карри и Грегори Полом, позволили признать образцы Stenonychosaurus inequalis, Polyodontosaurus Grandis и Pectinodon bakkeri в качестве младших синонимов и включить их в один род - Трудон (Troodon).

Описание

Трудон был маленьким динозавром, достигающим до 2,4 метра (7,9 футов) в длину, 0,9 м (3,0 футов) в высоту, и до 50 кг (110 фунтов) в массе.[2] Их глаза были очень большими (возможно предполагая частично ночной образ жизни), и слегка повернуты вперед, давая Трудону некоторую степень восприятия глубины. Зубы несут заметные зазубрины, похожие на таковые у травоядных рептилий, что позволяет предположить всеядную диету трудона. К тому-же Трудон обладал большим мозгом, относительно его массы тела (как и современные птицы). Облегчённый скелет и длинные ноги делали Трудона отличным бегуном.

Троодон зубы
Сравнение зубов троодона из Аляски и южной части ареала

Зубы троодона, сильно искривлённые, плоские, с острыми кромками по заднему краю, очень хорошо могли резать плоть жертвы. У динозавра были гибкие кисти, а большие пальцы могли двигаться независимо от двух остальных, поэтому кисть превращалась в сильное хватательное орудие. В сочетании с быстрым бегом эти качества позволяли троодону успешно охотиться на мелкую проворную дичь, например млекопитающих и ящериц.

Сравнивая размер мозга животного с размерами тела, учёные получают представление о сообразительности животного. Относительный размер мозга троодона позволяет сравнить его по умственному развитию с попугаем. Возможно, это выглядит и не убедительно, но попугай считается умной птицей. У троодона хорошо развиты доли мозга, ответственные за зрение, а глаза были первым орудием животного на охоте. У троодона были увеличены некоторые другие отделы мозга, контролирующие движение и равновесие тела, что подтверждает мнение о троодоне как о хорошем бегуне. Сообразительность троодонов позволяла им координировать между собой действия во время охоты, поэтому стадо троодонов могло добывать достаточно крупную дичь.

Окаменевшие гнёзда троодона найдены в штате Монтана (США) на знаменитой Горе яиц. Во многих гнёздах сохранились целые яйца, а некоторые даже содержат скелеты зародышей троодона. Иногда вблизи гнёзд находят окаменевшие остатки взрослых особей, и учёные полагают, что троодоны высиживали яйца также, как это делают современные птицы.

Рептоиды

Рептоиды
Некоторые учёные шутят, что если бы не вымерли динозавры, то сейчас бы существовала раса гуманоидных рептилий, наделённый человеческим разумом. Самое интересное, что подобные существа появляются в мифах и легендах. Даже в наши дни многие утверждают, что видели рептоидов в джунглях, болотах или на борту НЛО.

В культуре

  • Троодоны появляются в документальном сериале "Планета динозавров", где выжывают в суровых условиях Аляски (см. скриншот в шаблоне).
  • Троодоны (названы трудонами) появляются в последней серии телесериала "Доисторический парк ", где один из них пробирается в парк и устраивает переполох. Троодона ловят и дают ему имя Раскаль.

Источники

  1. Принстонский справочник динозавров, 2-е издание, 2016 год.
  2. http://www.wikiwand.com/en/Troodon

Галерея