ФЭНДОМ

Трилобиты — крупный класс членистоногих палеозойской эры, насчитывавший свыше 10000 видов в 150 семействах и 9 отрядами. Обитали повсеместно.

Внешний вид

По всему миру находят хорошо сохранившиеся окаменелости трилобитов, а в Северной Африке находят даже трёхмерные модели, сохранившие пожизненную окраску. У них яркие глаза, тёмный панцирь. Глаза у трилобитов – чудо. Это первые фасеточные глаза. Что только не делала с глазами трилобитов природа: некоторые трилобиты были слепы (криптолитус, например), а неоазафус (ране азафус Ковалёвского) имел рожки с глазами. Достигали они самых различных размеров. Трилобит конокориф достигал длины в 5 мм, а трилобит изотелус был длиной 81 см!

Природа богато украсила и панцири этих существ. На головных щитах у них часто встречались рога, на погидии (задней части) могли быть шипы, сегменты торакса (среднего отдела) также часто были украшены длинными шипами.

Трилобиты – важнейшие руководящие ископаемые палеозоя. По руководящим ископаемым геологи могут весьма точно определить возраст окаменелости.

Трилобиты питались донными осадками, детритом.

Галерея

От яйца до имаго[1]

Развитие трилобитов происходит подобно развитию кольчатых червей. Из яйца вылупляется личинка - протаспис, длиной до 1 мм. Самые ранние известные стадии имеют цельное тело. Далее оно сразу сразу делится на головной щиг, пегидий и 4 сегмента между, которые являются сегментами головы и, в отличие от остальных сегментов, образуются одновременно и именуются личиночными или ларвальными сегментами. Дальнейшее развитие сопровождалось появлением сегментов торакса, длительным ростом и линьками. Новые сегменты, называемые послеличиночными или постларвальными, обособлялись один за другим от зоны роста, расположенной у переднего края пегидия, так называемым путём аморфоза. В развитии следовал длинный ряд стадий с неполными частями сегментов. вплоть до полносегментного состояния. После этого трилобит продолжает линять и расти, но новых сегментов обычно уже не появляется, т.е. начинался период развития, именуемый эпиморфозом.

История трилобитов

Первые трилобиты появились в кембрийском периоде. Самые интересные представитель тех времён – наройя и коринексохиды. Эти существа жили в странном мире сланцев Бёрджес. Эти две группы различаются, если наройя – примитивный мягкотели трилобит, то коринексохид Оленоидес – развитый трилобит с черезвычайно прочным панцирем.

Кембрий – начало расцвета трилобитов, но несмотря на всё их величие, они начинали вымирать. С каменноугольного периода начался упадок трилобитов, а под конец палеозойской эры остался лишь один род – Филлипсия. Но и этот род вымер. Так закончилось великое царствование трилобитов. Так закончилась палеозойская эра.

Отряды

Источники

  1. По "Жизнь животных", 1984

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики