ФЭНДОМ

Тираннозавр — самый мощный хищный динозавр мира из Северной Америки, обитал в конце мелового периода 68-65 млн л.н.

История находки

Первые окаменелые кости были обнаружены в формации Хелл-Крик, штате Монтана, в 1900 году, экспедицией Американского Музея естественной истории, которую возглавлял Барнум Браун. Останки были описаны Генри Осборном в 1905 году как Dynamosaurus imperiosus. В 1902 году были обнаружены новые ископаемые останки из частичного скелета и неполного черепа (образец AMNH 973), на извлечение костей ушло три года. В 1905 году Генри Осборн из Американского музея естественной истории, описал их как Tyrannosaurus rex — «ящер тиран», в следующем году останки Dynamosaurus были признаны синонимом Tyrannosaurus rex. 30 декабря 1906 года газета «Нью-Йорк Таймс» опубликовала статью о находке первого тираннозавра, состоящего из
First tyrannosaurus-mount-1906
огромных костей задних конечностей и таза животного, частичный скелет был установлен в зале Американского Музея естественной истории. Для сравнения, между его ногами был установлен скелет большой птицы, чтобы еще больше впечатлить посетителей, каким огромным был динозавр. [2]

В 1941 году, после вступления Соединенных Штатов во Вторую мировую войну, голотип AMNH 973 был продан в Карнеги Музей естественной истории в Питтсбурге и получил маркировку CM 9380.
Tyrannosaurus skull AMNH 5027
Tyrannosaurus AMNH 973
Первый полный череп тираннозавра стал известен только в 1908 году, после обнаружения Барнум Брауном почти полного 48% скелета (образца AMNH 5027), описанного Осборном в 1912 году. Первая смонтированная реконструкция полного скелета тираннозавра была установлена в Американском музее естественной истории в 1915 году, однако была выполнена с трехпалыми руками аллозавра. Строение передних конечностей прояснилось только в 1989 году, с обнаружением экземпляра MOR 555 ("Wankel rex"). Передние конечности у тираннозавра очень малы по сравнению с размерами тела и составляют 1 метр (3,3 фута), на них было всего две фаланги и рудиментальная кость от бывшего третьего пальца.

Tyrannosaurus MOR 008
Череп экземпляра MOR 008 был обнаружен в 1967 году Уильямом Мак Манисом, археологом из Университета штата Монтана. Раскопки велись командой из Музея Скалистых гор. Был обнаружен частичный череп, а также разрозненные кости крупной взрослой особи. Экземпляр находится в Museum of the Rockies, штат Монтана. Череп был окончательно отреставрирован только в 2006 году, причем была заявлена его максимальная длина в 1,5 метра по сравнению с 1,4 метра черепа "Сью". Однако более поздние исследования опровергло это предположение и длина черепа была определена в 1,35 метра.

Tyrannosaurus LACM 23844
Останки другого тираннозавра (образец LACM 23844) были обнаружены в 1966 году в округе Лос-Анджелес. Ископаемые останки из разрозненных костей, а также хорошо сохранившегося черепа извлекались с 1967-1969 годы. Экземпляр находится в Музее естественной истории Лос-Анджелеса, штат Калифорния, США.

Tyrannosaurus Black Beauty
Tyrannosaurus Black beauty skull
Black Beauty - "черный красавец" (образец RTMP 81.6.1), прозвище происходит от темного цвета ископаемых костей, которое произошло во время фоссилизации наличием минералов в окружающих породах. Black Beauty был найден в 1980 году Джеффом Бейкером, когда они с другом пошли на рыбалку и обнаружили большую кость на берегу реки в районе Кроуснест Пасс, провинция Альберта. Раскопки песчаника, окружающих окаменелости проводились командой под руководством Фила Карри и закончились через год, после чего образец был доставлен в Royal Tyrrell Museum в Драмхеллере, Альберта, Канада.

Tyrannosaurus fossils
В 1988 году местный фермер Кэти Ванкель обнаружил торчащие кости в отложениях Хелл-Крик на острове национального заповедника штата Монтана. Этот образец был выкопан в 1990 году, командой из Музея Скалистых гор во главе с палеонтологом Джеком Хорнером, при содействии Инженерного корпуса армии США. Образец MOR 555, неофициально называемый "Wankel Rex" включает в себя около 49% скелета, включая череп, а также первые полные передние конечности тираннозавра. Его длина составляет около 11,6 метров (38 футов) и вес около 6,3 тонн. Считается что "Wankel Rex" было 18 лет когда он умер, он был уже взрослый, но еще не достигший максимальных размеров. "Wankel Rex" был одним из первых скелетов динозавров, при изучении которого в окаменевших костях были обнаружены биологические молекулы. Доктор Мэри Швейцер нашла гемун - биологическую форму, которая составляет гемоглобин (красный пигмент в крови).

Tyrannosaurus Stan
Другой тираннозавр, по прозвищу Стен (Stan), в честь любителя палеонтолога Стэна Сакрисона, был найден в Хардлинг Каунти, Южная Дакота, весной 1987, но не был раскопан до 1992 года, так как ошибочно считался за окаменелости трицератопса. В 1993 и 2003 году были найдены дополнительные кости этого образца. Стэн (образец BHI-3033) составляет 63% сохранности и выставлен в Black Hills Институте геологических исследований в Хилл-Сити, Южная Дакота. Длина скелета оценивается в 11,7 метра, длинна черепа 1,3 метра. У это тираннозавра было обнаружено много патологий, в том числе сломанные ребра, сросшиеся после перелома шейные позвонки и эффектные отверстия в задней части головы от зубов другого тираннозавра.

Tyrannosaurus Sue 04
12 августа 1990 года, палеонтолог-любитель Сью Хендриксон обнаружила самый крупный и самый полный ископаемый скелет тираннозавра, в формации Хелл Крик, Южная Дакота. Скелет (образец FMNH PR2081) был полон на 73% и достигал длины 12,3 метра, огромный череп был 1,4 метра.
Tyrannosaurus Sue 01
Окаменелости были найдены на частной территории Морриса Уильямса и он подал в суд, начался долгий судебный процесс, затянувшийся на 6 лет.
Tyrannosaurus Sue 02
В 1997 году скелет Сью ("Sue") был продан на аукционе за $7,6 млн в Полевой Музей естественной истории (Field Мuseum of Natural History). С 1998 по 1999 годы шла препарация и тщательная очистка окаменелостей и 17 мая 2000 году смонтированный скелет стал открыт публике. Изучение скелета показало что "Сью" достиг максимального размера в 19 лет, а умер в 28 лет, уже в преклонном возрасте. (смотри Динозавр 13 здесь)

Tyrannosaurus Samson fossil
Tyrannosaurus Samson
"Z-REX" был известен из ископаемых костей, обнаруженных в 1987 году Михаэлем Циммершидом в Хардинг Каунти, Южная Дакота. 4 октября 1992 года Алан и Роберт Дитрих, ведя раскопки на том-же самом месте, где как считалось уже ничего нет, нашли отлично сохранившийся череп тираннозавра. В 2001 году британский миллионер Грэм Фергюсон Лейси, купил на аукционе 40% скелет тираннозавра и назвал его "Samson" (Самсон). С 2004 по 2006 годы скелет выставлялся в Музее Карнеги. Самсон измеряется 12,2 м (40 футов), лишь немного короче, чем Сью.

Останки тираннозавра "Bucky" были найдены в 1998 году в формации Хелл-Крик, Южная Дакота. Скелет обнаружили в низкой неглубокой долине, вместе с костями эдмонтозавра и трицератопса, на ранчо ковбоя Баки Дерфлингера. Месте раскопок было 150 на 30 футов (45,7 м × 9,1 м), около 4500 квадратных футов (420 м2). Скелет был извлечен Институтом Блек Хиллз в Южной Дакоте. Баки является первым тираннозавром в окаменелостях которого обнаружена вилка, или слитые ключицы, в форме "вилочки", которые измерялись в 29 сантиметров (11 дюймов) в ширину и 14 см (5,5 дюйма) в высоту. Вилка считается связующим звеном между динозаврами и птицами и является центром дебатов вокруг происхождения птиц.

Tyrannosaurus Trystan 01
Tyrannosaurus Trystan 02
В 2010 году палеонтолог Крейг Пфистер обнаружен хорошо сохранившийся скелет тираннозавра "Tristan Otto" (образец MB.R.91216), в Картер Каунти, штат Монтана. Раскопки продолжались до 2012 года, еще два года ушло на очистку и обработку костей, в результате чего был извлечен 49% скелет с почти полным черепом. На момент гибели особи было 20 лет, он достигал 12 метров в длину, 3,6 метра в высоту и весил около 7 тонн. Начиная с 17 декабря 2015 года, в течении трех лет он будет находится в Берлинском Музее естественной истории.

Tyrannosaurus TE-73
Tyrannosaurus TE-73.
Весной 2015 года в формации Хелл-Крик, северо-восточной части штата Монтана, был обнаружен экземпляр "Rees Rex". Скелет был обнаружен под травянистым склоном в глубокой вымоине. Сначала на поверхности были обнаружены небольшие фрагменты разбитой кости, что привело к раскопкам небольшого обнажения, по мере того как раскоп был расширен, были обнаружены рассеянные хвостовые позвонки и элементы черепа, которые становились все более многочисленными. В июле, в результате раскопок был извлечен 30% скелет (образец TE-073) и отлично сохранившийся череп тираннозавра, который был полон на 94% и является одним из самых полных черепов тираннозавра когда-либо обнаруженных.

Описание

Tyrannosaurus skeleton
Skull bones
Osteology guide
Тираннозавр был одним из крупнейших наземных хищников всех времен. Наиболее полный образец по прозвищу "Сью", расположенный в Полевом музее естественной истории, измеряется в 12,3 метров (40 футов) в длину и до 3,6 метров (13 футов) в высоту, оценка массы варьируется около 8 тонн.[3] Полный скелет тираннозавра состоит из 299 костей из которых 58 приходится на череп. Передние конечности очень маленькие и имеют только два действующих пальца, задние конечности сильные и мощные, имеют три пальца, хвост длинный и тяжёлый. Позвоночник состоит из 10 шейных, 12 грудных, пяти крестцовых и около 40 хвостовых позвонков. Шея, как и у других теропод, имеет S-образную форму, но короткая и толстая для удержания массивной головы. Некоторые кости скелета имеют пустоты, уменьшая таким образом общую массу тела без значительной потери прочности. Форма черепа имеет значительные отличия в сравнении с тероподами из других семейств: чрезвычайно широкий сзади, череп сильно сужается спереди, из-за чего глаза ящера смотрят вперед а не в бок, это говорит о том, что тираннозавр обладал развитым бинокулярным зрением. Особенности строения костей черепа в семействе тираннозаврид делает их укус несравнимо более мощным по сравнению с прочими тероподами. Зубы тираннозавра различаются по форме. D-образные в поперечном сечении передние зубы плотно прилегают друг к другу, они загнуты внутрь пасти и имеют мелкие зазубрины. Расположение и форма передних зубов снижают риск их вырывания во время кусаний и рывков. Внутренние зубы имеют скорее форму банана, а не кинжала, они более широко расставлены, но тоже имеют усиливающие прочность гребни с задней стороны. Полная длина (включая корень) крупнейшего из найденных зубов оценивается в 30,5 см (12 дюймов), это самый длинный зуб среди всех найденных зубов тираннозавров. С оценкой скорости бега тираннозавра возникло много дискурсий, это объясняется тем что неизвестно сколько мышечной массы могла нести задняя конечность. Некоторые ученые утверждают что у тираннозавра были самые большие мышцы ног,
Tyrannosaurus Sue 00

череп "Sue" (образец FMNH PR2081)

больше чем у любого современного животного, который мог развивать скорость в 40-70 километров в час. Однако исследования 2002 года по локомоции тероподов не поддерживают скорость тираннозавра быстрее, чем 40 км/час. Исследование, проведенное в 2007 году с использованием компьютерной модели бега тираннозавра показало максимальную скорость 29 км/час, что сравнимо со скоростью бега тренированного человека на короткие дистанции - 30 км/ч.

Размеры

Tyrannosaurus skull
Тиранозавр был впервые описан в 1905 году, он был таким впечатляющим и огромным, что уже тогда ученые отметили, что он был крупнее чем 9-метровый (30 футов) мегалозавр и аллозавр — самые крупные плотоядные динозавры того времени. По первым обнаруженным ископаемым останкам ученые предполагали, что тираннозавр достигал от 8 до 11 метров и очевидно, являлся самым крупным плотоядным динозавром в мире. Прошло время и в 1990 году был найден самый полный и еще более крупный тираннозавр, по прозвищу «Сью». Сью был поистине гигантским, достигавшим по оценками от 12,3 — 12,8 метров (40-44 фута) в длину, 4 метра (13 футов) в высоту и весом от 6 до 9 тонн. Таким образом, максимальная оценка размера тираннозавра составляет от 12 до 13 метров (39-44 фута) в длину и весом до 9 тонн.

Но есть некоторые фрагментарные изолированные окаменелости, которые были больше, чем у Сью. В 2000 году Джек Хорнер описал нижнюю кость ноги одного из самых больших тираннозавров, размеры которого, в пропорциональном соотношении, достигали от 13,6 до 14 метров в длину, это животное получило прозвище Celeste или C.rex (образец MOR 1126). Так же есть еще две окаменелости костей тираннозавра: UCMP 137538 (кость стопы) и UCMP 118742 (передняя часть верхней челюсти), первая с расчетной длиной в 14,5 метра (47 футов), вторая - 15,3 метра (50 футов) и весом более 14 тонн. Однако исследования Фила Карри выявило, что сравнение отдельных костей у различных особей имеют различные пропорции и не могут использоваться для достоверного расчета общей длины. В пресс-релизе от 7 апреля 2006 года государственный университет Монтаны (Боземан) объявил, что обладает самым большим черепом тираннозавра. Окаменелость MOR 008 (разрушенный череп) — возможно, самый большой череп T-rex, обнаруженный в 1960-х годах и только недавно реконструированный. Череп достигал в длину 1,53 метра, его максимальная оценка почти на 10 см больше, по сравнению с черепом Сью в 141 см. Тем не менее, последующие оценки поставили под сомнение правильность этой реконструкции, по мнению других исследователей череп достигал не более 13,7 метра, а общая длина тела достигала не более 11,5 метра.

Оперение

Скелетная анатомия тираннозавра рекс, вероятно, наиболее известна и изучена, чем скелеты многих других динозавров, но его мягкие ткани очень слабо представлены ископаемыми остатками. Недавние открытия дилуна (Dilong) и ютиранна (Yutyrannus) в Китае (Xu et al., 2004, 2012), указывают на вывод, что тираннозавр был покрыт перьями, простыми нитями - подобными волосам, эквивалентами перьев. Однако в последнее время новые взгляды бросают вызов этой идее.

Tyrannosaur skin impressions-lite
Первые отпечатки кожи были описаны Филлом Карри (Currie et al. 2003), они были обнаружены у скелета тарбозавра (Tarbosaurus) в формации Bugiin Tsav, Монголия. Наконец, у нас есть информация об отпечатках кожи у других тираннозаврид (Currie и Koppelhus 2015): — «Кожные впечатления, связанные с костями тиранозаврид, были впервые обнаружены, когда голотип Gorgosaurus libratus (CMN 2120) еще подготавливался в 1980-х годах, в Оттаве. Впоследствии кожа (TMP 1994.186.0001) была отождествлена с экземпляром Albertosaurus из Каньона Хорсшу, в формации Эдмонтона. Следы кожи были обнаружены в поле с большим скелетом Daspletosaurus (TMP 2001.036.0001, рис.2) и выглядели замечательно, как и у Tarbosaurus из Монголии (Currie et al., 2003). К сожалению, хотя отпечатки кожи были собраны, недавние попытки найти их в коллекциях Тирелловского музея оказались безуспешными, предполагая, что они все еще могут быть в неподготовленном блоке матрицы. Подобные отпечатки (TMP 2003.045.0088) были обнаружены и в костях костной ткани альбертозавра (TMP L2204) и в настоящее время изучаются».

Совсем недавно Томас Карр и его коллеги (2017) нашли остеологические корреляты шкал на лицевой анатомии тираннозаврида дасплетозавра (Daspleteosaurus), предлагая крокодилоподобные, чешуйчатые, лицевые ткани. И вот наконец Фил Бэлл и соавторы (Phil Bell et al, 2017), описывает чешуйчатые отпечатки кожи множества посткраниальных областей скелета Тираннозавра и утверждают, что распределение этих отпечатков подразумевает равномерное (или почти равномерное) чешуйчатое покрытие по всему телу. Как сообщается, было обнаружено несколько небольших пятен на шее,
F1 large skin T-rex
сверху таза и на основании хвоста. Все образцы взяты из экземпляра «Wyrex» (HMNS 2006.1743.01). Наиболее широко представленная область - это хвостовая часть, где самый большой отпечаток кожи достигает 30 см². Другие образцы кожи не такие большие, некоторые всего несколько сантиметров в поперечнике. Везде представлен один и тот же тип кожи: однородные текстуры менее 1 мм в поперечнике. Авторы исследования заключают, что T-rex не был пернатым, хотя на его спине и могли быть перья. С другой стороны, возможно, что юные и молодые особи имели волосяной покров, который теряется по мере взросления животных. По альтернативной версии, тираннозавры имели не полное перьевое покрытие, а смешанное, где чешуйчатая кожа чередуется с оперенными частями тела.

Структуры ДНК

В журнале Science в марте 2005 года, Мэри Швейцер из Государственного университета Северной Каролины и его коллеги объявили об обнаружении мягких тканей в полости мозга и в окаменевшей кости ноги, из 68 миллиона-летнего тираннозавра MOR 1125 (и неофициально называемый B-REX) извлеченного в Хелл-Крик. Следы гибких кровеносных сосудов и волокон в упругой матрицы костной ткани были найдены и признаны. Кроме того, микроструктуры напоминающие клетки крови были обнаружены внутри матрицы и сосудов. Структуры несут сходство со страусовыми клетками крови и сосудами. Если это будет установлено в исходном материале, любые выжившие белки могут использоваться в качестве средства восстановления ДНК динозавров. Отсутствие предыдущих находок может быть просто результатом предположений, что мягкие ткани не могут быть сохранены, так что их никто и не искал. Вскоре, еще в двух тираннозаврах и гадрозавре также были установлены подобные структуры. В 2016 году Мэри Швейцер, Линдсей Занно и др, было окончательно подтверждено что мягкая ткань была медуллярной костной тканью, как и у современных птиц, когда они готовятся откладывать яйца. Это также подтверждает идентичность Tyrannosaurus MOR 1125 как женской особи.

Хронология находок

Tyrannosaurus specimen 1
Tyrannosaurus specimen 3
Tyrannosaurus specimen 2

До сегодняшних дней найдены останки около 50 особей тираннозавра, включая 5 почти полных скелета (от 50% и выше) :

  • 1908 - AMNH 5027 - 48%,
  • 1988 - MOR 555 - 49%
  • 1990 - FMNH PR2081 "SUE" - 73% ( "Сью" самый полный скелет тираннозавра, с учетом дублирующих костей полнота скелета составляет 85%).
  • 1992 - BHI 3033 "Stan" - 63%
  • 2012 - MB.R.91216 "Tristan Otto" - 49%

Tyrannosaurus mass
Соотношение возраста и веса (приблизительно)[4]
Возраст Вес
5 лет 100 кг
10 лет 300 кг
15 лет 2 т
20 лет 6 т

Виды

  • Tyrannosaurus rex (Osborn, 1905) - типовой вид.

Синонимы:

  • Manospondylus (Cope, 1892)
  • Dynamosaurus (Osborn, 1905)
  • Nanotyrannus (Bakker, Williams & Currie, 1988) - возможный синоним (нанотиран)
  • Stygivenator (Olshevsky, 1995)
  • Dinotyrannus (Olshevsky, 1995)

Питание

Учёные так и не определились, как питался тираннозавр.

Скачанные файлы (7)-0

1) Падальщик. Эта версия основывается на том, что

  • тираннозавры имели большие обонятельные рецепторы, что делало их нюх весьма и весьма чутким;
  • мощные зубы длиной в 20-30 см каждый позволяют дробить кости, что требуется не столько для убийства, сколько для извлечения как можно большего количества пищи из того, что осталось от туши, включая костный мозг;
  • если принимать, что тираннозавры ходили, а не бегали, а их добыча двигалась гораздо быстрее их, то это может служить доказательством в пользу питания падалью. В подтверждение этой гипотезы в работе китайских палеонтологов приводится исследования плечевой кости зауролофа, объеденной родственником тираннозавра — тарбозавром. Следы укусов по их мнению свидетельствуют в пользу версии о питании падалью.

2) Охотники В пользу этой версии говорит следующее:

  • впадины расположены таким образом, что глаза могли смотреть вперёд, обеспечивая тираннозавра бинокулярным зрением (позволяя точно оценивать расстояния), что требуется в первую очередь хищнику (хотя есть много исключений);
  • следы укусов на других животных и даже других тираннозаврах, в частности заживший укус на воротнике трицератопса[5].
  • сравнительная редкость находок останков тираннозавров, в любой экосистеме количество крупных хищников значительно меньше их жертв.
  • многие крупные растительноядные динозавры имели защиту на спине, что свидетельствует об опасности нападения высокого хищника с мощными челюстями.

Вывод: Тираннозавр - хищник, хоть иногда и мог питаться падалью. Скорее всего он был интенсивным охотником и падаль в рационе занимала 15-20%.

В культуре

  • В документальном фильме "Динозавр 13" (Dinosaur 13, 2014 год).
  • Тираннозавр появляется в трилогии "Парк юрского периода",молодой тираннозавр погибает в схватке со спинозавром в третьем фильме . В конце четвёртого фильма вместе с велоцирапторами (так называли род дейнонихов) самка по клички Рекси помогает победить индоминуса и, фактически, спасает парк.
  • Семья тираннозавров, состоящая из самки, самца и двух подростков показана в документальном фильме Discovery "Когда по Америке бродили динозавры". Подросток безуспешно пытается поймать трицератопса и кетцалькоатля, а позже вся семья действует совместно, что позволяет им убить эдмонтозавра.
  • Появляется в фильме "Доисторический парк", Найджел спасет самца Теренса и самки Матильду в 1 серии.
  • В фильме Би-Би-Си "Прогулки с динозаврами", 6 серия
  • В фильме Би-Би-Си "Правда о динозаврах-убийцах", 1 серия
  • В 5 и 6 серии сериала "Армагеддон животных" тираннозавр переживает почти все изменения климата, но в конце концов приходит к каннибализму и вымирает из-за недостатка пищи. В фильме тираннозавр становится последним динозавр.
  • Тираннозавр - персонаж фильмов о Кинг Конге.
  • "Острозуб" - мультипликационный злодей в серии мультфильмов "Земля до начала времён".
  • Тираннозавр часто используется в качестве альтернативного режима у трансформеров.
  • Рекс - игрушечный тираннозавр зелёного цвета из трилогии мультфильмов студий Pixar и The Walt Disney Pictures «История игрушек».
  • Тираннозавра можно заметить среди застывших в янтаре других динозавров в глубокой пещере в мультсериале «Гравити Фолз» (2012 — 2016). В последнем эпизоде для создания левой руки Хижинотрона уцелевшие жители города частично вытащили тираннозавра из янтаря.
  • Тина Рекс - второстепенный персонаж мультсериала «Удивительный мир Гамбола». Она выполнена в виде трехмерного объемного изображения и разговаривает низким мужским голосом. Иногда выступает в роли отрицательного персонажа.

Источники

  1. Принстонский справочник динозавров, 2-е издание, 2016 год.
  2. Первый тираннозавр, 1906 год
  3. http://www.wikiwand.com/en/Tyrannosaurus
  4. Джон Лонг "Динозавры"
  5. Подробнее в фильме Би-Би-Си "Правда о динозаврах-убийцах. Серия 1"

Галерея

пр Динозавры в Jurassic Park: Operation Genesis
Крупные хищники ТираннозаврСпинозаврАллозаврАкрокантозаврКархародонтозавр
Планировавшиеся животные
Эти животные были запланированны, но не вошли в игру
АлиорамАпатозаврБариониксВуерхозаврДейнонихДиплодокИгуанодонМайазаврОрнитомимПаноплозаврТенонтозаврТесцелозаврЯнхуанозавр

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики