Фэндом

Стеллерова корова или морская корова (капустница) - вымершее морское млекопитающее отряда сирен. Длина до 7,88 метров, весила до 4 тонн. Место обитания - Командорские острова (однако имеются сведения обитания и у берегов Камчатки и Северных Курил).

Описание

Стеллерова корова по Стеллеру.jpg
Рисунок Георга Стеллера

Внешность капустницы была характерной для всех сиреновых, за исключением того, что стеллерова корова намного превосходила своих сородичей по размеру. Тело животного было толстым и вальковатым. Голова была в сравнении с размерами тела очень небольшой, причём корова могла свободно двигать головой как в стороны, так и вверх-вниз. Конечности представляли собой сравнительно короткие закруглённые ласты с суставом посередине, оканчивавшиеся роговым наростом, который сравнивали с конским копытом. Тело оканчивалось широкой горизонтальной хвостовой лопастью с выемкой посередине.

Кожа стеллеровой коровы была голой, складчатой и чрезвычайно толстой и, по выражению Стеллера, напоминала кору старого дуба. Цвет её был от серо- до тёмно-коричневого, иногда с беловатыми пятнами и полосами. Один из немецких исследователей, изучавший сохранившийся кусок кожи стеллеровой коровы, установил, что по прочности и эластичности она близка к резине современных автомобильных покрышек. Возможно, такое свойство кожи было защитным приспособлением, спасавшим животное от ранений о камни в прибрежной зоне.

Ушные отверстия были настолько маленькими, что почти терялись среди складок кожи. Глаза были также очень небольшими, по описаниям очевидцев — не больше, чем у овцы. Мягкие и подвижные губы были покрыты вибриссами толщиной со стержень куриного пера. Верхняя губа была нераздвоенной. Зубов у стеллеровой коровы не было вовсе. Пищу капустница перетирала с помощью двух роговых пластин белого цвета (по одной на каждой челюсти).Шейных позвонков было, по разным данным, 6 или 7.

Наличие у стеллеровой коровы выраженного полового диморфизма остаётся невыясненным. Однако самцы были, по-видимому, несколько крупнее самок.

Стеллерова корова практически не подавала звуковых сигналов. Она обычно лишь фыркала, выдыхая воздух, и только будучи раненой могла издавать громкие стонущие звуки. Видимо, это животное обладало хорошим слухом, о чём свидетельствует значительное развитие внутреннего уха. Впрочем, коровы почти никак не реагировали на шум подплывавших к ним лодок.

Повадки

Left pointing double angle quotation mark sh4.svg.png Эти ненасытные животные едят без перерыва и из-за исключительной жадности к еде держат голову всё время под водой, таким образом мало беспокоятся о своей жизни и безопасности, и на лодке можно плавать между ними и выбирать то, что нужно вытащить из моря. Right pointing double angle quotation mark sh4.svg.png
Георг Стеллер

Большую часть времени стеллеровы коровы кормились, медленно плавая на мелководье, часто используя передние конечности для опоры на грунт. Они не ныряли, и их спины постоянно высовывались из воды. На спину коровам часто садились морские птицы, выклёвывавшие из складок кожи прикреплявшихся там ракообразных (китовых вшей). Коровы подходили так близко к берегу, что иногда до них можно было дотянуться руками. Обычно самка и самец держались вместе с детёнышем-сеголетком и молодым прошлого года, в целом же коровы обычно держались многочисленными стадами. В стаде молодняк находился в середине. Привязанность животных друг к другу была весьма сильной. Описано, как самец в течение трёх дней приплывал к убитой самке, лежавшей на берегу. Так же вёл себя и детёныш другой самки, забитой промышленниками. О размножении капустниц известно мало. Стеллер писал, что морские коровы моногамны, спаривание происходило, по-видимому, весной.

Морская корова Стеллера.jpg

Стеллеровы коровы кормились исключительно морскими водорослями, в изобилии росшими в прибрежных водах, прежде всего морской капустой (отчего и произошло название «капустница»). Кормящиеся коровы, срывая водоросли, держали голову под водой. Через каждые 4—5 минут они поднимали голову за новой порцией воздуха, издавая при этом звук, несколько напоминавший лошадиное фырканье. Во время отдыха коровы лежали на спине, медленно дрейфуя в тихих заливах. В целом поведение капустниц отличалось исключительной медлительностью и апатией. Зимой коровы сильно худели, так, что наблюдатель мог пересчитать их рёбра.

Продолжительность жизни стеллеровой коровы, как и у её ближайшего родственника дюгоня, могла достигать 90 лет. Естественные враги этого животного не описаны, но Стеллер говорил о случаях гибели коров подо льдом зимой. Он также говорил, что в шторм капустницы, если они не успевали отойти от берега, часто погибали от ударов о камни при сильном волнении.

Ареал

Командорские о-ва и Камчатка.png

Командорские 0-ва и боьшая часть Камчатки

Согласно некоторым исследованиям, ареал стеллеровой коровы значительно расширился в период пика последнего оледенения (около 20 тыс. лет назад), когда Северный Ледовитый океан был отделён от Тихого сушей, находившейся на месте современного Берингова пролива, - так называемой Берингией. Климат в северо-западной части Тихого океана был мягче современного, что позволило стеллеровой корове расселиться далеко на север вдоль побережья Азии.

Ископаемые находки, относящиеся к позднему плейстоцену, подтверждают факт широкого распространения сиреновых в этой географической зоне. Обитание стеллеровой коровы в ограниченном ареале у Командорских островов относится уже к наступлению голоцена. Исследователи не исключают, что в других местах корова исчезла ещё в доисторическое время из-за преследования местными охотничьими племенами. Однако некоторые американские исследователи полагали, что ареал коровы мог сократиться и без участия первобытных охотников. По их мнению, стеллерова корова к моменту её открытия уже находилась на грани вымирания по естественным причинам.

Данные, приводимые специалистами Международного союза охраны природы (МСОП), утверждают, что стеллерова корова в XVIII веке, скорее всего, обитала также и у западных Алеутских островов, хотя советские источники более ранних лет указывали, что данные об обитании коров в местах за пределами их известного ареала основаны только на находках их трупов, выброшенных морем. В 1960—70-е годы отдельные кости стеллеровой коровы были найдены также в Японии и в Калифорнии. Единственная известная находка сравнительно полных скелетов капустницы за пределами её известного ареала была сделана в 1969 году на острове Амчитка (Алеутская гряда); возраст трёх найденных там скелетов оценивался в 125—130 тысяч лет. В 1971 году появилась информация о находке левого ребра морской коровы при раскопках эскимосского стойбища XVII века на Аляске в бассейне реки Ноатак. Был сделан вывод, что в позднем плейстоцене стеллерова корова была широко распространена у Алеутских островов и побережья Аляски, пока климат этого района был достаточно тёплым. Примечательно, что корова, скелет которой был найден на острове Амчитка, несмотря на молодой возраст, по размеру не уступала взрослым экземплярам с Командорских островов.

Охота

Стеллерова корова охота 1.jpg

Left pointing double angle quotation mark sh4.svg.png Мы ловили их, пользуясь большим железным крюком, наконечник которого напоминал лапу якоря; другой его конец мы прикрепляли с помощью железного кольца к очень длинному и крепкому канату, который тащили с берега тридцать человек... Загарпунив морскую корову, моряки старались сразу же отплыть в сторону, чтобы раненое животное не опрокинуло или не разломало ударами мощного хвоста их лодку. После этого люди, оставшиеся на берегу, принимались натягивать канат и настойчиво тащить к берегу отчаянно сопротивлявшееся животное. Люди в лодке тем временем подгоняли животное с помощью другого каната и изнуряли его постоянными ударами, до тех пор, пока оно, выбившись из сил и совершенно неподвижное, не вытаскивалось на берег, где ему уже наносили удары штыками, ножами и другими орудиями. Иногда большие куски отрезались от живого животного и она, сопротивляясь, с такой силой била по земле хвостом и плавниками, что от тела даже отваливались куски кожи... Из ран, нанесённых в задней части туловища, кровь струилась ручьём. Когда раненое животное находилось под водой, кровь не фонтанировала, но стоило ему высунуть голову, чтобы схватить глоток воздуха, как поток крови возобновлялся с прежней силой... Right pointing double angle quotation mark sh4.svg.png
Георг Стеллер

Прибывавшие на Командорские острова промышленники, добывавшие там каланов, и исследователи охотились на стеллеровых коров ради их мяса. Забой капустниц был простым делом — эти вялые и малоподвижные, не способные нырять животные не могли уйти от преследовавших их на лодках людей. Загарпуненная корова, однако, часто проявляла такую ярость и силу, что охотники стремились отплыть от неё подальше.

Обычным способом ловли стеллеровых коров была добыча с помощью ручного гарпуна. Иногда их убивали и с применением огнестрельного оружия.

Основной целью охоты на стеллерову корову была добыча мяса. Один из участников экспедиции Беринга говорил, что от забитой коровы можно было получить до 3 т мяса. Известно, что мяса одной коровы хватило для пропитания 33 человек в течение месяца. Забитых коров употребляли не только зимовавшие партии, его также обычно брали с собой в качестве провизии отплывавшие суда. Мясо морских коров было, по отзывам пробовавших, превосходного вкуса.

Сохранившиеся скелеты

Костные останки стеллеровых коров изучены достаточно полно. Их кости не являются редкостью, поскольку до настоящего времени попадаются людям на Командорских островах. В музеях всего мира находится значительное число костей и скелетов этого животного — согласно некоторым данным, такими экспонатами обладают 59 мировых музеев. Сохраняются также несколько остатков шкуры морской коровы. Муляжи стеллеровой коровы, реконструированные с высокой степенью точности, имеются во многих музеях. Среди этого количества экспонатов есть несколько хорошо сохранившихся скелетов:

Бывший СССР

  • Зоологический музей Московского университета — скелет, собранный в 1837 году.
  • Зоологический музей Зоологического института РАН в Санкт-Петербурге — неполный скелет особи длиной 6,87 м (найден в 1855 году).
  • Палеонтологический музей в Киеве — полный скелет (1879—1882 годы).
  • Зоологический музей при Национальном научно-природоведческом музее НАН Украины в Киеве — полный скелет (1879—1882 годы).
  • Хабаровский краеведческий музей — почти полный скелет одной особи, к которому добавлены несколько костей другого экземпляра (1897—1898 годы).
  • Харьковский музей природы — полный составной скелет (1879—1882 годы, некоторые элементы добавлены в 1970-е годы).
  • Зоологический музей во Львове — полный скелет (1879—1882 годы).
  • Алеутский краеведческий музей в селе Никольское на острове Беринга — практически полный скелет детёныша (обнаружен в 1986 году).
  • Иркутский областной краеведческий музей — два неполных скелета, в общем насчитывающие 56 костей (1879 год).

США

  • Вашингтон, Национальный музей естественной истории — составной скелет. Собран в 1883 году Штейнегером.
  • Калифорнийский университет в Беркли — почти полный скелет, составленный из костей нескольких особей (приобретён в 1904 году).
  • Музей сравнительной зоологии (часть Гарвардского музея естественной истории при Гарвардском университете в штате Массачусетс — почти полный составной скелет (вероятно, из костей, собранных Штейнегером).

Зарубежная Европа

Скелет стеллеровой коровы в Национальном музее естественной истории в Париже.jpg
Скелет стеллеровой коровы в Национальном музее естественной истории в Париже
  • Лондонский музей естествознания — полный скелет, составленный из костей двух особей (приобретён в 1882 году)
  • Музей Эдинбурга — почти полный составной скелет (найден на о. Медный российским учёным Д. Ф. Синицыным, доставлен в Великобританию в 1897 году).
  • Национальный музей естественной истории в Париже — два почти полных составных скелета (приобретены в 1898 году).
  • Музей естествознания в Вене — почти полный составной скелет (1897 год).
  • Шведский музей естественной истории в Стокгольме — неполный скелет (из костей, собранных в 1879 году экспедицией А. Норденшельда на барке «Вега»).
  • Музей естественной истории при Хельсинкском университете — полный скелет молодой особи длиной 5,3 м, умершей по естественным причинам. Составлен из костей, собранных в 1861 году Главным правителем Российско-Американской Компании (фактически губернатором русской Аляски) И. В. Фуругельмом.

Возможно ли выжить?

В последнее время иногда появляются сведения о появлении стеллеровых коров в различных точках северных морей. Ни одно из названных наблюдений не было подтверждено. Однако некоторые энтузиасты и криптозоологи даже в настоящее время полагают вероятным существование небольшой популяции стеллеровых коров в отдалённых и труднодоступных районах Камчатского края. Среди любителей ведётся дискуссия о возможности клонирования капустницы с использованием биологического материала, полученного из сохранившихся образцов кожи и костей. Если бы стеллерова корова сохранилась до современной эпохи, то, как пишут многие зоологи, при своём безобидном нраве она могла бы стать первым морским домашним животным.

В культуре

Вероятно, наиболее известным случаем упоминания стеллеровой коровы в произведениях классической литературы является её образ в повести Редьярда Киплинга «Белый котик». В этом произведении главный герой, белый морской котик, встречается со стадом морских коров, которые уцелели в недоступном для людей заливе Берингова моря.

Также на Фэндоме

Случайная вики