ФЭНДОМ

Стегозавр - растительноядный динозавр из Сев. Америки, обитал в юрском периоде 155-150 млн л.н.

История находки

Стегозавр был одним из первых найденных динозавров во время «костяных войн», начавшихся из-за соперничества между двумя влиятельными натуралистами-палеонтолагами, Отниелом Чарльзом Маршем и Эдвардом Коупом. Первые фрагментарные ископаемые останки из Колорадо были описаны Маршем в 1877 году как Stegosaurus armatus - «покрытый ящер», он считал что это останки древней черепахи, а крупные найденные пластины составляли разбитый панцирь животного. В 1879-1887 годах Марш умудряется описать шесть новых видов стегозавра, основываясь на нескольких костях. Только в 1887 году, после находки почти полного скелета, который он описывает как Stegosaurus stenops (образец USNM 4934),
Holotype of S. stenops USNM 4934, ( road kill specimen)

Stegosaurus stenops (USNM 4934)

Марш делает первую иллюстрированную реконструкцию этого динозавра, опубликованную в 1891 году.

S. ungulatus, Marsh, 1891

Реставрация S. ungulatus, 1891

В 1902 году Фредерик Лукас приходит к выводу, что пластины располагались попарно в два ряда вдоль спины стегозавра и заказывает у Чарльза Найта новую реконструкцию, основанную на его новой интерпретации. Тем не менее в следующем году Лукас дает новое описание, в котором считал что пластины располагались в шахматном порядке. В 1910 году Ричард Свэн Лалл выпустил статью, в которой писал что такое расположение вызвано из-за смещения скелета после смерти. Он также участвовал в первом монтаже скелета стегозавра в Музее естественной истории города Пибоди, штат Коннектикут, который был изображен с парными пластинами, как и все ранние реконструкции она состояла из костей разных особей. В 1914 году Чарльз Гилмор выступил против такой интерпретации, отметив что на нескольких экземплярах сохранились части из чередующихся рядов и что не было никаких доказательств того, что пластины сдвинулись по отношению к телу во время окаменения. Интерпретация Гилмора и Лукаса стала общепринятым стандартом и в 1924 году реконструкция в Музее Пибоди была изменена.

Stegosaurus fossil

Реконструкция стегозавра

Несмотря на свой статус одного из самых знаковых и легко узнаваемых динозавров, хорошо сохранившиеся остатки стегозавра удивительно редки. Большинство экземпляров Stegosaurus содержат либо изолированные элементы, либо связанные частичные скелеты, которые состоят из менее половины скелета. Известны несколько довольно полных индивидуумов (образец USNM 4934 и DMNH 2818), тем не менее, эти экземпляры были убиты и съедены хищниками, многие из костей измельчены, в некоторых случаях невозможно различать отдельные элементы. В результате этих факторов стегозавр оставался относительно недоукомплектованным относительно других динозавров верхней юры, до сих пор многое в его анатомии и палеобиологии оставалось неизвестным. Последнее подробное описание таксона было дано в 1914 году, с тех пор оно оставалось окончательным описанием стегозавра по сей день.

Новые находки

В 1992 году Брайан Смол из Денверского музея природы и науки, обнаружил окаменевшую кость в Гарден Парке, недалеко от города Кэнон Сити, штат Колорадо. Это открытие привело к удивительным раскопкам, которые произошли в течение двухмесячного периода, возглавляемого доктором Кеннетом Карпентером из Денверского музея природы и науки, при содействии сотрудников
Stegosaurus DMNH 2818

стегозавр S. stenops (DMNH 2818)

Палеонтологического общества парка и горнодобывающей компании «Колорадо Карьерс». 14 августа 1992 года второй батальон 158-го авиационного полка армии США, успешно доставил на вертолете 13-тонную окаменелость, после чего начался длительный процесс исследования. После нескольких лет обработки окаменелостей, великолепный скелет стегозавра (образец DMNH 2818) был выставлен в Денверском музеем природы и науки и экспонируется в региональном музейно-историческом центре Royal Gorge (Royal Gorge regional Museum and History Center).

В 1995-2002 годах, в карьере Howe Ranch штата Вайоминг, швейцарской командой палеонтологов из Зауриермузея (Sauriermuseum), было обнаружено три довольно полных скелета стегозавра, выделенных в новый род Гесперозавр.

Обнаружение практически полного и хорошо сохранившегося экземпляра Stegosaurus stenops (NHMUK PV R36730) из карьера Красного Каньона около Шелл, штат Вайоминг, США в 2003 году, дает возможность пересмотреть анатомию стегозавра в свете палеонтологических открытий столетия. Образец был обнаружен в 2003 году Бобом Саймоном, который в один из вечеров, во время сильной бури двигался на бульдозере и случайно задел сторону холма. На следующее утро Саймон заметил странные кости на том месте, где бульдозер случайно ударил об землю и после недолгих раскопок обнаружил части хвоста. Плохая погода препятствовала более широкому исследованию и остальная часть образца была раскопана в следующем году сотрудниками из Зауриермузея, Швейцария, под руководством Кирби Сибера. Первоначально образец был каталогизирован под номером SMA RCR0603 и получил прозвище "Сара" (Sarah), позже получил имя Sophi. Для описанного исследования не требовалось никаких разрешений, которые соответствовали бы всем соответствующим юридическим положениям, поскольку окаменелость была найдена на частной земле. В 2012-2014 годах экземпляр был приобретен Музеем естественной истории Великобритании (NHMUK).[2]

Sarah--Kirby-Image-RIGHT(1)
Скелет достигает 5,7 метра (19 футов) в длину. Посткраниальные элементы скелета были либо полными, либо полусочлененными, ни одна из них не была перенесена на какое-либо значительное расстояние от остальной части туши. Сохранились 4 хвостовых шипа и 18 окостенелых спинных пластин — это самый полный набор найденный для одного образца до настоящего времени. Разрозненный, но по существу полный череп содержал 32 зуба - ни один другой череп стегозавра не был найден с таким количеством сохранившихся зубов. Осадок вокруг образца содержал большое количество пресноводных двустворчатых моллюсков. Присутствие пресноводных двустворчатых моллюсков, почти полностью сочлененное, очень полное состояние скелета и наличие мелкозернистых отложений, лежащих в основе карьера, предполагают быстрое захоронение в стоячей воде, таким образом, животное погибло в пруду или старом озере. Описание образца было опубликовано в научном журнале PLOS, в октябре 2015 года.[3]

Стегозавр из России.
В 2005 году был обнаружен единственный экземпляр стегозавра в России. Останки были обнаружены палеонтологом Сергеем Краснолуцким в 2005 в Березовском угольном разрезе, его возраст составляет 165 миллионов лет. Угольные пласты залегают на глубине 60-70 метров, окаменевшие кости были обнаружены в 10 метрах над ними. Почти 8 лет понадобилось ученым, чтобы извлечь кости и отреставрировать их в лаборатории. Чтобы не утратить хрупкие костные фрагменты, каждый из них заливался гипсом прямо в карьере, и лишь затем его аккуратно извлекали из песка. В лаборатории кости очищали от гипса и скрепляли специальным клеем. Затем понадобилось еще около двух лет, чтобы воссоздать скелет стегозавра. Хотя у образца отсутствует череп, он является наиболее полным скелетом стегозавра, найденным на территории России. Его длина составляет 4 метра, высота – полтора метра. В 2014 году этот экземпляр был выставлен в экспозиции Красноярского краеведческого музея.

Описание

Stegosaurus skull
Стегозавр достигал от 7 - 9 метров (23 футов-29,5 футов) в длину и весил около 3-5 тонн.[4] У него был вытянутый и узкий череп, шейный отдел состоял из 10 позвонков. Череп был необычайно мал, по сравнению с телом, челюсти были короткими и массивными. Челюсти содержат только один ряд зубов в фактическом использовании, но по мере того как они изнашивались, их заменяли другие, заложенные в полости ниже. Форма зубов указывает на диету из мягкой растительности. Передние конечности были короткими и массивными, снабжены пятью пальцами, задние конечности были намного больше и мощнее, из-за чего высказывалось предположение, что при кормежке, он мог вставать на задние ноги. Наиболее узнаваемой чертой стегозавра является ряд пластин, который находился у него на спине и состоял из 17-22 отдельных пластин и плоских шипов. Самые большие пластины были расположены на бедрах и достигали до 60 см (2,0 футов) в высоту и столько же в ширину, хвост заканчивался четырьмя крупными шипами длинной 60-90 см (2-3 фута). Эти шипы носили явный оборонительный характер, исследование показало что 10 % образцов стегозавра имели травмы хвоста, так же это предположение подтверждается найденным отверстием в позвонке аллозавра, которое идеально совпадает с шипом стегозавра.

Систематика

Виды :

  • Stegosaurus ungulatus - описан Маршем в 1879 году по костям конечностей и пластинам, найденным в Вайоминге. Также был обнаружены части хвоста с восемью шипами, на данный момент считается, что это были шипы двух индивидуумов, хотя больше никаких костей найдено не было. Образцы были включены в реконструкцию скелета S. ungulatus 1910 года в музее Пибоди (YPM 1853-1858).
  • Stegosaurus stenops - описан Маршем в 1887 году по почти полному сочлененному скелету с черепом, найденному в 1886 году в Колорадо. Он имел большие широкие пластины и более мелкие закругленные пластины на хвосте, которые были расположены попеременно в шахматном порядке в два ряда. Вид известен из фрагментарных останков 50 особей, взрослых и подростков, включающие один полный череп и еще четырех неполных черепов, найденных в Колорадо, Вайоминге и Юте. Размер оценивается в 7 метров (23 футов). С 2013 года считается основным голотипом рода Stegosaurus.
  • Stegosaurus sulcatus - описан Маршем в 1887 году по неполному скелету. Традиционно считался синонимом С. Armatus, но более поздние исследования показывают что это не так. S. sulcatus отличается в основном своими необычно большим шипом, который как первоначально считалось был шипом хвоста. Сейчас предполагается, что он может исходить от плеча или бедра.

Синонимы :

  • Stegosaurus armatus - первый описанный вид в 1877 году, известен по 30 отдельным фрагментам и одного частичного скелета, состоящего из таза, хвоста, задних конечностей и одной пластины. По оценкам Марша достигал 25 футов (7,5 метра). Долгое время считался голотипом вида, который с 2013 года был заменен на более полный образец S. stenops.
  • Stegosaurus affinis - описан Маршем в 1881 году по единственным костям таза, которые впоследствии были утрачены. Вид считается недействительным.
  • Diracodon laticeps - описан Маршем в 1881 году по фрагментам челюсти. В 1986 году Баккер описал D. laticeps в качестве старшего синонима S. stenops, но более поздние исследования показали что материал не является диагностическим. Вид считается не действительным.
  • Stegosaurus duplex - описан Маршем в 1887 году по нескольким костям найденных в 1879 году Эдвардом Эшли в Комо Блафф. Эти части были включены в реконструкцию скелета S. ungulatus 1910 года в музее Пибоди. Вид считается синонимом S. ungulatus.
  • «Stegosaurus» marshi — описан Лукасом в 1901 году, в 1902 году выделен в отдельный род Гоплитозавр.
  • «Stegosaurus» priscus — найден в 1911 году, сейчас выделен в отдельный род Лексовизавр.
  • «Stegosaurus» madagascariensis — известен по зубам, найденным в 1926 году на Мадагаскаре. Вид считается недействительным.
  • Stegosaurus seeleyanus — изначально называвшийся Hypsirophus, вероятно тот же вид что и S. armatus

В культуре

  • Стегозавр появился в фильме "Парк Юрского Периода 2: Затерянный мир", затем была небольшая сценка со стегозавром на заднем фоне в "Парке Юрского Периода 3".
  • В компьютерной игре "ParaWorld" стегозавр либо бродит по выжженным лавой полян и саваннам, либо перевозит людей и единицы оружия. Также есть в игре "Jurassic Park:Operation Genesis".
  • Стегозавр участвует в документальных фильмах BBC "Прогулки с динозаврами" (серия "Время титанов") и "Баллада о Большом Але".
  • Несколько стегозавров изображены в юрском сегменте фильма Discovery "Когда по Америке бродили динозавры". Один из них во время засухи выкапывает яму, пытаясь добраться до водоносного слоя, пара других подвергается нападению цератозавра. Отбившись от хищника при помощи шипастого хвоста, самец демонстрирует самке свои ярко окрашенные спинные пластины, но та оказывается не готова к спариванию. Через несколько дней он повторяет брачный ритуал, на этот раз успешно.
  • Также наиболее современное и красочное изображение стегозавра получилось в "Бойцовском Клубе Юрского Периода" ("Затерянные миры").
  • Стегозавра можно вырастить в игре Zoo Tycoon 2 Extinct Animals.
  • Стегозавр появляется в книге Артура Конан Дойля "Затерянный мир".

Источники

  1. Принстонский справочник динозавров, 2-е издание, 2016 год.
  2. http://www.nhm.ac.uk/discover/stegosaurus-interview-dinosaur-expert.html
  3. http://journals.plos.org/plosone/article?id=10.1371/journal.pone.0138352
  4. http://www.wikiwand.com/en/Stegosaurus
Загружено (1)-0
388625-stegosaurus

Галерея

пр Динозавры в Jurassic Park: Operation Genesis
Крупные хищники ТираннозаврСпинозаврАллозаврАкрокантозаврКархародонтозавр
Планировавшиеся животные
Эти животные были запланированны, но не вошли в игру
АлиорамАпатозаврБариониксВуерхозаврДейнонихДиплодокИгуанодонМайазаврОрнитомимПаноплозаврТенонтозаврТесцелозаврЯнхуанозавр