ФЭНДОМ

Спинозвр — гигантский хищный динозавр с парусом на спине, обитал в Африке в раннем меловом периоде 112-97 млн лет назад.

История и находки

Spinosaurus fossil

спинозавр, Штромер, 1915 год

Первые окаменелые останки были найдены в Египте, в формации Бахариджа, в 1912 году. Типовой вид был описан в 1915 году немецким палеонтологом Эрнстом Штромером как Spinosaurus aegyptiacus - «ящер с шипами», образец из состоял из обломка нижней челюсти, разрозненных костей и позвонков с огромными выростами до 1,65 метра в спинном отделе, а также 20 конических зубов. Экземпляры хранились в Мюнхенском палеонтологическом музее, но были утрачены в апреле 1944 года в результате налета британской авиации.

Spinosaurus-Stromer-1936

Реконструкция спинозавра, 1936 год

На протяжении большей части 20-го века внешний вид спинозавра оставался загадкой. В 1936 году Штромер выполнил первую иллюстрированную реконструкцию спинозавра, где он был изображен как теропод с парусом на спине, с головой как у мегалозавра, установленный в почти вертикальной позе, на подобии игуанодона по Долло и других натуралистов начала 19-го века - что делает его внешний вид нелепым и комичным, с его высокими позвоночными шипами. При отсутствии дополнительной информации, эта реконструкция сохранялась на протяжении десятилетий и отображалась в изображениях этого динозавра почти до нашего времени, где он обычно изображался как невзрачный крупный теропод, обитавший на ранней стадии мелового периода, форма его головы прояснилась только после открытия в 1986 году барионикса и в 1997 году — зухомима.

В 1996 году новые останки шейных позвонков из Морокко были описаны Дейлом Расселом как Spinosaurus maroccanus (спинозавр марокканский). В 1998 году им же была описана нижняя челюсть из тех-же мест (образец MNHN SAM 124).

Spinosaurus reconstructed

Реконструкция черепа, 2005 год

Еще один образец челюсти (MSNM V4047) был найден на юге Марокко в 1975 году и оставался в частной коллекции до 2002 года, он был найден к востоку от города Тауз, в отложениях красного песчаника формации Кем Кем. Это самый крупный обломок верхней челюсти длиной 988 мм, при подробном изучении образца в зубах был обнаружен изолированный позвонок рыбы Onchopristis, так-же известной как рыба-пила. Экземпляр в настоящее время размещен в коллекции Миланского музея естественной истории и считается принадлежащим виду S. aegyptiacus. В 2005 году Кристиано Даль Сассо с коллегами реконструировали череп на основе этого образца, по их расчетам он достигал 175 см, длина же самого ящера,
Spinosaurus FSAC-KK 11888

Экземпляр FSAC-KK 11888, 2014 год

в пропорциональном соотношении могла достигать более 17 метров. В 2014 году был описан новый экземпляр формации Кем-Кем из Морокко в Северной Африки. Образец (FSAC-KK 11888) включает в себя фрагменты шейных позвонков, спинного, крестцового и хвостового отдела, тазового пояса, фаланги руки и большей части задней конечности. Отличительной особенностью нового экземпляра являются пропорционально короткие задние конечности.

Описание

Spinosaurus revised 2014
Spinosaurs jaws
Spinosaurs fossils
Спинозавр был одним из самых крупных известных хищных динозавров, возможно, даже длиннее чем тираннозавр и гиганотозавр. Оценки, опубликованые в 2005-2008 годах предпологают, что он достигал длины 16-18 метров (41-55 футов) и весил от 7 до 17 тонн.[2] Череп спинозавра был длинным и узким, аналогично современным крокодилам. Череп имел узкую морду заполненную прямыми коническими зубами - по шесть или семь зубов на каждой стороне передней части верхней челюсти и еще 12 позади них. Второй и третий зуб на каждой стороне были заметно больше чем остальные, создавая пространство между малыми и большими зубами в переднем отделе верхней челюсти. Самый кончик морды, несущий несколько крупных передних зубов был расширен, на верхней части черепа, перед глазами, возможно присутствовал небольшой гребень. Большинство ученых считают что он охотился на земную и водную добычу; данные свидетельствуют о том, что он жил как на суше, так и в воде, как это делает современный крокодил. Отличительными особенностями были длинные расширения позвонков, выроставших по меньшей мере на 1,65 м (5,4 футов) в высоту и вероятно, имели кожу соединяющую их образуя парусо-подобную структуру, хотя некоторые авторы предположили, что эти отростки были покрыты жиром и формировали горб. По другим версиям, эти структуры использовались в качестве терморегуляции, для сохранения температуры тела и повышения метаболизма.

История реконструкции

Evolution of Spinosaurus reconstruction

Реконструкция внешнего вида спинозавра.

На протяжении столетия со времени открытия спинозавра, представления о его внешнем облике постоянно менялись. Причиной этому был недостаток материала. На самых первых реконструкция спинозавр изображался как типичный теропод с почти прямой походкой и черепом, подобным черепу аллозавра (кроме нижней челюсти, известной в то время). Такая реконструкция намного отличалась от современных.

Позже, после того, как абсолютная бипедальность всех динозавров была опровергнута, а к находкам останков спинозавра прибавилась верхняя челюсть, представления о динозавре изменились. Спинозавр был похож на большого барионикса с круглым парусом на спине. Уже в конце 20-го века высказывались предположения о рыбоядности динозавра и о походке на четырёх лапах. Такая реконструкция, несмотря на актуальность новой, до сих пор широко известна и употребляема. В 2014 году палеонтологи Дэвид Мартилл, Низар Ибрагим, Пол Серено и Кристиано Даль Сассо обнаружили в Марокко части скелета спинозавра — куски черепа, фаланги пальцев рук, несколько хвостовых и спинных позвонков с отростками и задние конечности. Возраст неотипа (FSAC-KK 11888) оценивается в 97 миллионов лет. Эта находка перевернула все представления палеонтологов о спинозавре. Во-первых, динозавр был поставлен на четвереньки. Во-вторых, полукруглая форма паруса была изменена на трапециевидную. В-третьих, было найдено подтверждение о более водном образе жизни, чем сухопутном. Эта реконструкция является самой популярной на сегодняшний день.

I 078

Альтернативная реконструкция

Португальский палеоиллюстратор Родриго Вега предложил альтернативную реконструкцию спинозавра, согласно которой спинозавр имеет квадрупедальную локомоцию, жировой горб и миниатюрный хобот. Он считает, что для животного, которое питается преимущественно рыбой (а в период засухи в водоёмах мелового периода она почти полностью отсутствовала), необходимо обеспечивать себе энергетический запас в виде жировой прослойки, или горба, на спине. Спинозавр отличается наличием достаточно больших передних конечностей, которые могут использоваться и для квадрупедальной локомоции. Родриго Вега считает, что стойка на задних лапах – чрезвычайно несбалансированное положение для спинозавра, так как центр тяжести спинозавра гораздо ближе к черепу, нежели к крестцовым позвонкам, как у других теропод. Кроме того, стойка на четырёх лапах очень маневренна, что весьма полезно при ловле рыбы на берегу.

Образ жизни

Спинозавр-0
Вопреки своей пищевой специализации, спинозавр, возможно, не был исключительно рыбоядным. Его узкие длинные челюсти, напоминающие челюсти гавиала, были усеяны острыми зубами и неплохо подходили для удержания вырывающейся жертвы, например крупной рыбы или амфибии. Особенно мощным укусом спинозавр не обладал, но это компенсировалось отчасти его габаритами и массой, а также мощными и хорошо развитыми передними конечностями, вооружёнными большими острыми когтями. В сезон засухи спинозавр, возможно, искал альтернативные источники питания, промышляя падалью и занимаясь охотой.
Real Spinosaurus 2014

Охота спинозавра.

Окаменелые останки спинозавров из других частей света дают более конкретное представление об их рационе. Так, в 2004 году в Бразилии был найден шейный позвонок птерозавра с застрявшим в нём зубом спинозаврида. А в содержимом желудка другого спинозаврида, барионикса, обнаружили несколько костей молодого игуанодона.

В массовой культуре

  • Научно-популярный фильм "Больше чем Т-рекс" (Bigger Than T.Rex, 2015 год)
  • Парк юрского периода 3, где спинозавр - главнй хищник острова.
  • Jurassic Park: Operation Genesis, где спинозавр является одним из крупных хищников.
  • Планета динозавров, документальный фильм о динозаврах.
  • Портал юрского периода, 4  сезон 1 серия. Спинозавр следует за двумя главными персонажами - Эбби и Коннором и оказывается в современном мире.
  • Dino Crisis 3, видеоигра, где присутсвует спинозавр-мутант, который нападает на главных героев.
пр Динозавры в Jurassic Park: Operation Genesis
Крупные хищники ТираннозаврСпинозаврАллозаврАкрокантозаврКархародонтозавр
Планировавшиеся животные
Эти животные были запланированны, но не вошли в игру
АлиорамАпатозаврБариониксВуерхозаврДейнонихДиплодокИгуанодонМайазаврОрнитомимПаноплозаврТенонтозаврТесцелозаврЯнхуанозавр

Источники

  1. Принстонский справочник динозавров, 2-е издание, 2016 год.
  2. http://www.wikiwand.com/en/Spinosaurus

Галерея

Устаревшие реконструкции

Новые реконструкции (от 2014 года)