ФЭНДОМ

Пурусзавр - кайман из Южной Америки.

Время и место существования

Существовали пурусзавры с середины по конец миоценового отдела неогенового периода, около 15,97 – 5,332 миллиона лет назад (с лангского по мессинский ярус). Были широко распространены на территории Южной Америки: в Бразилии, Перу, Колумбии и Венесуэле.

Виды и история обнаружения

Purussaurus-2-m
Ныне известно три вида – Purussaurus brasiliensis (типовой), Purussaurus neivensis и Purussaurus mirandai.

История у них достаточно богата. Первый вид пурусзавра (Purussaurus brasiliensis) был описан известным бразильским ботаником Жоаном Барбозой Родригесом ещё в 1892 году. В основу легли окаменелости, обнаруженные в формации Солимойнс (в районе реки Пурус, Бразилия). В начале статьи мы объяснили родовое название пурусзавра. Видовое же имя brasiliensis переводится с латыни как "бразильский". Легко догадаться, что дано оно в честь родной крокодилу страны.
Однако в 1936 году американский палеонтолог Брайан Паттерсон отрицает самостоятельность пурусзавра и включает его в род обыкновенных кайманов, соответственно выделяя в вид Caiman brasiliensis. Но этот вариант не был лишь частично поддержан, хотя и встречается по сию пору в некоторой литературе. Отметим, что голотип Purussaurus brasiliensis (фрагмент нижней челюсти), описанный Родригесом, был впоследствии утерян. Зато ныне имеется несколько других образцов (в основном черепа и их фрагменты).

Второй вид пурусзавра был описан американским палеонтологом Чарльзом Муком в 1921 году и отнесен к роду совсем другого крокодила – динозуха. Вид получает название Dinosuchus neivensis. Лёгшие в основу описания остатки были обнаружены между городом Нейвой и рекой Баче (Колумбия). При этом фрагменты другой челюсти с зубами были выделены Муком в род брахигнатозух(вид Brachygnathosuchus braziliensis). Затем в 1965 году американский палеонтолог Уанн Лэнгстон пересматривает обоих, по итогам причисляя к обыкновенным кайманам и выделяя вид Caiman neivensis. Наконец в 1989 бразильский учёный Жан Бокуэнтин Вильянуэва причисляет оных к пурусзавру. В его варианте вид получает название Purussaurus neivensis. Название было дано в честь колумбийского города Нейва, рядом с которым окаменелости были обнаружены. Голотип этого вида, частичный скелет, носит ярлык USNM 10889.

Третий вид (Purussaurus mirandai) был описан группой южноамериканских палеонтологов (Оранхель Агилера, Дуглас Рифф и Жан Бокуэнтин Вильянуэва) совсем недавно, в 2006 году. В основу легли окаменелости пурусзавра из формации Урумако (Венесуэла). Имя дано в честь национального героя этой страны, Франсиско Миранды. Голотип получил идентификационный номер UNEFM-CIAAP-1369.

Строение тела

Purussaurus-razmer-m
Длина тела пурусзавра достигала 10,28 метров (длиннейший экземпляр DGM 527-R, принадлежащий виду Purussaurus brasiliensis). Высота же до 1,4 метров. Весил он до 5,158 тонны. Является крупнейшим представителем подсемейства каймановых, самым большим членом семейства аллигаторовых наряду с дейнозухом (Deinosuchus), и одним из крупнейших крокодилов за всю историю планеты вообще.

По суше пурусзавр передвигался ползком на четырёх согнутых ногах, как и его современные сородичи. Из-за своей комплекции здесь он был крайне медлительным и неповоротливым. Зато в воде несколько преображался: для своих размеров пурусзавр был неплохим пловцом.

Purussaurus-cherep-1-m
Он обладал длинным, но при этом широким и глубоким черепом. Расчётная длина черепа образца DGM 527-R достигает 1,453 м. Череп образца UFAC 1403 не намного меньше – 1,340 м. При этом конец морды у пурусзавра необычно тупой, что не свойственно даже современным кайманам. Такая конструкция не нужна специалистам-рыболовам. Более того, для них была бы весьма неудобной. Она гораздо лучше подходит для ловли крупных животных, а также для раскусывания панцирей рекордных черепах.

Все зубы пурусзавра имеют широкое основание. Как и у дейнозуха, задние зубы несколько мельче и затуплены, что подтверждает вышесказанное: для преодоления панциря более важна прочность зубов, а не их острота. Пурусзавр старался перехватить черепаху поудобнее, переместить ближе к основанию челюстей, где давление было значительно сильнее. Это часто наблюдается у современных крокодилов.

Глаза у пурусзавра располагались на самой верхушке головы, что позволяло ему обозревать окружающее пространство, не показываясь из воды целиком.

Широкое туловище пурусзавра было покрыто толстой чешуёй. Остеодермы создавали дополнительную защиту телу, хотя естественных врагов у взрослых особей итак практически не было. Как и у всех каймановых, оно завершалось длинным толстым хвостом. В целом пурусзавр представлял собой массивного и прекрасно оснащённого крокодила. Поэтому он получил широкое распространение и, судя по всему, просуществовал достаточно долго.

Питание и образ жизни

Purussaurus-4-m
Природа Южной Америки славится бескрайними джунглями, пронизанных десятками водных артерий и тысячами впадающих в них более мелких каналов. Древний кайнозойский ландшафт, в котором обитали пурусзавры, был невероятно насыщен влагой. Сотни рек, прудов и озёр стали пристанищем полуводных рептилий разных форм и размеров. Пурусзавр здесь занимал верхний уровень экологической пирамиды.

Он мог прекрасно маскироваться и часами неподвижно лежать у берега, поджидая потенциальную жертву.

Огромный широкий череп позволяет сделать предположение, что пурусзавр охотился не только и не сколько на пресноводную рыбу да небольших земноводных, но и на гораздо более крупных животных. В частности, сюда входят тяжёлые млекопитающие гранастрапотерии (Granastrapotherium) и ксенастрапотерии (Xenastrapotherium). Неожиданно всплывая, пурусзавр рывком хватал их за голову или конечности, стараясь утянуть за собой в мутные воды. Значительное преимущество в массе облегчало эту задачу. Своими челюстями он мог прокусить даже панцирь гигантской черепахи ступендемиса (Stupendemys). Кроме того, пурусзавр был способен нападать на другие виды крокодилов, ископаемые остатки которых находят по соседству в огромных количествах.

Purussaurus-3-m
В пасть к пресноводному хищнику могли попадать неосторожные или же слишком смелые птицы, стаями собирающиеся у берегов. Также пурусзавр представлял угрозу для других крокодиломорфов, например подвижной лэнгстонии (Langstonia). Прибитой к берегам падалью он также не гнушался, что вполне обычно для крокодилов. С уверенностью можно утверждать, что пурусзавры откладывали яйца.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики