Фэндом

Птеродактиль - самый известный вид птерозавров, жил на территории Европы и Танзании в период 150-165 м.л.н.

Птеродактиль прославился тем, что был описан знаменитым учёным Жоржем Кювье раньше всех остальных птерозавров. Так же птеродактиль прославился благодаря многочисленным участием в книгах, играх и фильмах. Теперь слово "птеродактиль" ассоциируется со всеми птерозаврами разом.

В честь этого рода было названно целое семейство бесхвостых птерозавров - птеродактилоиды.

Описание

Размах крыльев птеродактиля достигал 1,5 метров. Длина тела около 60 сантиметров. Высота же до 70 сантиметров. Весил он до 2 килограммов.

Как видно по скелетам птеродактилей, передние конечности были значительно длиннее задних, причём половину каждой составлял разросшийся четвёртый палец. Дело в том, что он являл собой лёгкий, но прочный каркас для перепонки крыла. Последняя состояла из тонких мышц, покрытых кожей. Изнутри они были укреплены волокнами коллагена, а с внешней стороны поддерживались кератиновой оболочкой.

В целом тонкие, но прочные мембраны широких крыльев позволяли свободно парить, используя щедрые воздушные течения. Но могли ли птеродактили эффективно размахивать крыльями? До сих пор не предложено чёткой модели взлёта и полёта даже для маленьких птерозавров, не говоря уже о громадных. По нашему мнению, безусловно могли, иначе эффективность крыльев сводится к нулю. Более того, птеродактили достаточно легко могли взлетать с места, в том числе с поверхности моря. Другое дело, что механика кардинально отличается от таковой у обыкновенных птиц.

Пожалуй, если выбирать аналоги среди них, то классический полёт альбатроса наиболее близок: птица не делает резких движений крыльями, а плавно машет ими по короткой дуге. В перерывах между связкой взмахов она свободно парит. Однако у альбатроса нет такой огромной головы вкупе с шеей, поэтому это лишь фрагмент общей картины.

По суше же птеродактили передвигались неторопливо, неуклюже переваливаясь на четырёх конечностях. Ведь крылья приходилось складывать и при движении опираться на три согнутых пальца: в таком неудобном положении серьёзную скорость не разовьёшь. Зато плавали они, скорее всего, гораздо лучше: во всяком случае перепонки на ногах могли служить ластами. И это не удивительно, так как опускаться на воду приходилось достаточно часто.

Птеродактиль отличается очень длинной головой, основную часть которой занимают узкие прямые челюсти. Общая длина черепа порой достигала 20 см. Этот род ещё сохраняет мелкие зубы-иглы, предназначенные для пронзания юркой добычи (смотрите реконструкции ниже).

Последние находки показывают, что в задней части головы взрослых особей имелся кожистый гребень. Однако у детёнышей его не находили: он проявлялся постепенно, со взрослением особи. Птеродактили обладали прекрасным зрением, благодаря чему могли видеть с воздуха перемещения рыбы у поверхности воды.

Шея у этих летающих ящеров вытянутая и гибкая. Туловище чрезвычайно лёгкое и на фоне раскинутых крыльев кажется незначительным пятном плоти. Оно было покрыто лёгким пухом, который не обнаружен на самих крыльях. Тело птеродактиля заканчивалось очень коротким хвостом, не несущим особых функций.

Питание и образ жизни

В поздней юре регион Зольнхофен представлял собой часть обширного архипелага на краю древнего океана Тетис. Спокойные течения полнились разнообразной рыбой. А уютные островки жизни, испещрённые пресными ручьями, становились прибежищем небольших летающих ящеров, динозавров и даже первоптиц. Не удивительно, что это место облюбовали и птеродактили.

Естественно, основной их пищей являлась мелкая рыба, силуэты которой они были способны заметить даже со значительной высоты. Голодные птерозавры планировали к водной поверхности и длинными челюстями с тонкими игловидными зубами выхватывали свою жертву. Помимо рыб в пищу шли разнообразные земноводные, ящерицы и насекомые.

Сами птеродактили иногда тоже становились жертвами хищников. Дело в том, что на земле летающие ящеры были довольно медлительными и неуклюжими, чем могли пользоваться подкравшиеся тероподы. Так например, взрослые компсогнаты были способны нападать на совсем юных птеродактилей, оказавшихся на берегу. В воздухе же на них могли нападать другие рода летающих ящеров, например рамфоринхи.

История

Ныне общепризнан единственный вид – Pterodactylus antiquus, соответственно являющийся типовым.

Это был первый летающий ящер, которому присвоили имя и дали научное описание. Поверхностное описание птеродактиля произвёл итальянский учёный Косимо Алессандро Коллини ещё в 1784 году на базе ископаемого скелета, обнаруженного в карьере зольнхофенского известняка близ города Айхштета (земля Бавария, Германия) приблизительно в 1780 г. Любопытно, что он представил птеродактиля не как летающее, а как водоплавающее животное. При этом автор практически не опирался на анатомические подробности создания, а лишь пользовался субъективным представлением о биосфере: по его мнению самые таинственные существа обитали в пучинах океана.

Птеродактиль вполне проходил по критерию загадочности. Это не удивительно, ведь тогда классическая наука находилась на стадии зарождения, и к ней примешивалась масса средневековых традиций. Как ни странно, это мнение было распространено среди некоторых учёных вплоть до 1830 года.

Ключевым же моментом истории является описание знаменитого французского палеонтолога Жоржа Кювье, где наконец сформировалась общая идея полёта птеродактилей. В работе 1809 года он дал роду имя Petro-Dactyle. Но в нём была допущена простая опечатка, и Кювье позднее исправил его на Ptero-Dactyle. Голотипом оного явился экземпляр BSP No. AS.I.739.

В 1812 немецкий палеонтолог и анатом Самуэль Томас Зёммеринг даёт описание того же экземпляра, но уже в соответствии с научной терминологией называет вид Ornithocephalus antiquus. Однако клюв обладает правом первенства при именовании рода, поэтому ныне вид называется Pterodactylus antiquus.

Также на Фэндоме

Случайная вики