ФЭНДОМ

Пситтакозавр — растительноядный динозавр из Азии, обитал в меловом периоде 123-100 млн л.н

История находки

Останки этого динозавра были обнаружены в 1922 году экспедицией Американского музея естественной истории в пустыне Гоби, в Монголии. В 1923 году Генри Фаирфилд Осборн, на основе образца AMNH 6254, описал новый вид как Psittacosaurus mongoliensis — «ящер попугай», из-за схожести клюва. Позже, многонациональными экспедициями были найдены ископаемые останки
Psittacosaurus skull
более сотни особей, в том числе полные скелеты с черепами. К роду Пситтакозавр были отнесены 17 видов, хотя только 9 считаются действительными на сегодняшний день. Это наибольшее число действительных видов, приписанных к одному роду динозавра. В отличие от этого, большинство других родов динозавров являются моноспецифичными, содержащие только один известный вид.

Psittacosaurus sinensis

Psittacosaurus sinensis

В 1950 году останки Пситтакозавра были найдены в провинции Шаньдун, на юго-востоке Пекина. В 1958 году CC Янг назвал его Psittacosaurus sinensis. С тех пор были обнаружены останки более двадцати особей, в том числе несколько полных черепов и скелетов, делая этот вид наиболее известным после P. mongoliensis. В 1962 году китайский палеонтолог Чжао Хиджин назвал новый вид Р. youngi,
Psittacosaurus sinensis 02
который был обнаружен в тех же породах, но в современных работах он обычно считается младшим синонимом китайского вида.

В 1988 году американский палеонтолог Пол Серено описал вид Psittacosaurus xinjiangensis, по нескольким образцам разного возраста, обнаруженным в начале 1970-х годов. В том же году Серено и Чжао описали еще один вид Psittacosaurus meileyingensis из провинции Ляонин, северо-Восточного Китая. Этот вид известен из четырех ископаемых черепов, причем один был сочленен со скелетом, найденных в 1973 году.

Два новых вида были описаны канадским палеонтологом Дейлом Расселом и Чжао в 1996 году. Первым был назван Psittacosaurus neimongoliensis, он основан на почти полном ископаемом скелете с черепом, найденным с частичными останками еще 7 особей. В том же году Рассел описал вид Psittacosaurus ordosensis, образец представляет собой частичный скелет. В 2010 году Серено заключил, что этот вид практически неотличим от P. синенсис и назначил П. ordosensis в категорию nomen dubium. В 1997 году, другой китайский палеонтолог Сюй Син, назвал новый вид Psittacosaurus mazongshanensis на основе полного черепа, сочлененного с позвонками и передних конечностей, найденных в провинции Ганьсу, на границе Внутренней Монголии.

Начиная с 1950-х годов, российские палеонтологи вели раскопки недалеко от села Шестаково в Кемеровской области Сибири. В 1953 году московский геолог А.А. Моссаковский, в обрыве реки Кии близ кузбасского села Шестаково, обнаружил фрагменты передней конечности некрупного растительноядного пситтакозавра. Несколькими месяцами позже И.В. Лебедев из Томского университета нашел здесь череп и еще фрагмент передней конечности этого же вида динозавра.
Psittacosaurus sibiricus

Psittacosaurus sibiricus

В 1954 г. Палеонтологический институт Академии наук СССР направил сюда своего сотрудника, специалиста по динозаврам А.К. Рождественского. Два других близлежащих населенных пунктов были исследованы в 1995-98 годах, в результате были обнаружены останки двух особей пситтакозавра. В 2000 году палеонтологи Алексей Воронкевич и Александр Аверьянов и др. описали новый вид Psittacosaurus sibiricus.
Psittacosaurus sibiricus fossil
Летом 2014 года сотрудниками областного краеведческого музея совместно с учеными московского Палеонтологического института им. А.А.Борисяка Российской академии наук были обнаружены останки группы из 10 особей пситтакозавров разного возраста, включая почти полный скелет самого крупного пситтакозавра в мире, длиной более 2,5 метра. По-видимому, пситтакозавры, более чем другие обитатели, зависели от прибрежных участков и жили группами, состоящими из особей разного возраста. Большое количество их костей говорит о том, что они постоянно погибали на берегах водоёмов, увязали или тонули на особенно опасных участках при передвижении групп. Некоторые исследователи полагают также, что эти животные много времени проводили в воде. Предполагать массовую гибель пситтакозавров во время наводнений или грязевых селей достаточно трудно, так как в сéле движущиеся потоки грунта разрывают трупы животных на куски. В точке Шестаково-3, наоборот, встречаются целые скелеты пситтакозавров с анатомическим положением костей, когда сохраняются даже концевые пальцевые фаланги и тонкие подъязычные кости внутри нижних челюстей.

Psittacosaurus liujiatunensis

Psittacosaurus liujiatunensis

Psittacosaurus gobiensis

Psittacosaurus gobiensis

В 2006 году китайский палеонтолог Чжоу Чанг-Фу описал вид Psittacosaurus lujiatunensis, основанный на четырех черепах, найденных близ села Lujiatun. Этот вид является одним из самых древних, датировки показали возраст около 123 млн лет. В 2013 году к этому виду был определен Hongshanosaurus houi, описанный Сюй Сином в 2003 году, а так-же Psittacosaurus major, описанный в 2007 году по одному крупному черепу. В 2010 году палеонтологи Серено, Чжао и Линь описали Psittacosaurus gobiensis, известного из черепа и частичного скелета с гастролитами, найденного в 2001 году.

Описание

Psittacosaurus
Виды пситтакозавров различаются по размеру и особенностям черепа и скелета, но имеют общую форму тела. Пситтакозавр был небольшим двуногим динозавром. Наиболее известный вид П.монгольский может достигать 2-х метров (6,5 футов) в длину. Максимальный вес тела взрослой особи достигал более 20 кг (44 фунтов). Самый крупный вид П.сибирский мог достигать длины более 2,5 метров.[2] Пситтакозавр являлся примитивным динозавром, который как и более продвинутые цератопсы, имел сильно изогнутый клюв, похожий на клюв попугая. Клюв был покрыт шершавой роговой оболочкой и идеально подходил для того, чтобы срывать листья и стебли растений. Верхняя часть клюва состояла из особой кости, называемой ростром, которая встречается только у этой группы животных. У пситтакозавра имелись зачатки шейного воротника, образованного небольшим выступом кости у основания черепа, а также необычные выступающие шипы в области скулы. Функции этих шипов не ясны, но они присутствуют у всех рогатых динозавров. Пситтакозавры пережёвывали пищу довольно необычным образом. Они не двигали челюстями вверх-вниз, словно ножницами, как это делали другие динозавры, нижняя челюсть пситтакозавра могла двигаться относительно верхней только вперёд и назад, словно жернова мельницы, перемалывая пищу.

Psittacosaurus mongoliensis SMF R 4970

Пситтакозавр с отпечатками волосяного покрова на хвосте

В 2002 году был обнаружен экземпляр китайского образца пситтакозавра из провинции Ляонин с отпечатком хвоста, на поверхности которого была своеобразная щетина до 16 сантиметров в длину. Этот экземпляр (образец SMF R 4970) был незаконно вывезен из Китая, в нарушение китайского законодательства и был куплен Зенкенбергским музеем в Германии. Эти структуры были изучены и подтверждены авторами, а также независимым ученым, как не соответствующими растительному материалу (первоначально предполагалось, что это отпечаток мезозойской растительности или травы). Тем не менее, они обнаружили, что эти перистые отпечатки могут быть идентифицированы в качестве перьев или "прото-перьев". У нескольких найденных пситтакозавров рядом с костями скелета в области брюшины были обнаружены россыпи мелких, гладко отполированных камней. По-видимому пситтакозавры намеренно заглатывали мелкую гальку, которая врастала в стенки желудка. Сокращения мышц желудка приводили в движение камни и они перетирали растительную массу, облегчая её переваривание. Учёные называют такие камни гастролитами.
Psittacosaurus AMNH 6253

Пситтакозавр с гастролитами в желудке

Пситтакозавр – единственный из птицетазовых, который наверняка использовал гастролиты, хотя есть свидетельства, что и стегозавры могли пользоваться этим приёмом. Гастролиты обнаружены в области желудка у некоторых прозавропод, завропод и теропод. Учёные уверены, что камни найденные в желудке динозавров, действовали именно так, как описано, потому что многие современные птицы, например куры и страусы, используют гастролиты с этой же целью.

Источники

  1. Принстонский справочник динозавров, 2-е издание, 2016 год.
  2. http://www.wikiwand.com/en/Psittacosaurus

Галерея

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики