ФЭНДОМ

Прогнатодон - мозазавр позднего мелового периода. Найден в Бельгии, Южной Дакоте (США), Колорадо (США) на осрове Южный (Новая Зеландия), Нидерландах, Израиле, Анголе, Намибии, Украине, Казахстане, России, Марокко и Швеции. Известны из кампанского и маастрихтского ярумса.

Череп акинетичный, зубы массивные, конические.

Виды

Известны следующие виды прогнатодона:

  • Prognathodon solvayi — типовой вид, описан Луи Долло в 1889 году. Найден в Бельгии, отличается торчащими передними зубами, эмаль зубов бороздчатая. Длина около 6 метров.
  • Prognathodon giganteus — европейский вид до 10 метров длиной.
  • Prognathodon overtoni — американский вид, длиной до 8 метров, из позднего мела Южной Дакоты. Зубы гладкие, передние зубы не торчащие вперед.
  • Prognathodon rapax — плохо известный североамериканский вид.
  • Prognathodon stadtmani — очень крупный (10,5 метров) американский вид из позднего мела Колорадо. Отличается торчащей вперед беззубой оконечностью нижней челюсти.
  • Prognathodon waiparaensis — новозеландский вид, длиной до 11 метров. Происходит из маастрихта района реки Вайпара на Южном острове Новой Зеландии. Череп относительно низкий.
  • Prognathodon saturator — гигантский вид из маастрихта Нидерландов. Длина до 14 метров. Отличается очень мощными челюстями (питался черепахами?). Почти полный скелет со следами зубов акул-падальщиков обнаружен в 1990-х годах, описан в 2002 году
  • Prognathodon currii — гигантский, до 12 метров длиной, описан в 2002 году из позднего мела Израиля (фосфаты Орон в пустыне Негев). Неофициально был известен под названием «Oronosaurus».
  • Prognathodon kianda — описан в 2009 году из маастрихта Анголы и Намибии. Среднего размера, около 5 метров длиной.
  • Prognathodon lutugini — более известен как Dollosaurus lutugini, описан в 1901 году из позднего кампана реки Донец на Украине. Некрупный мозазавр, около 5 метров длиной, отличается увеличенными первыми двумя парами зубов нижней челюсти. Остатки этого рода указываются также для Казахстана (Приозерный) и Швеции. Самостоятельность рода, по-видимому, подтверждается новыми находками. В таком случае, это единственный род мозазавров, первоначально описанный с территории бывшей Российской Империи.

Остатки, предположительно отнесенные к роду Prognathodon, описаны из кампана Саратовской и Пензенской областей, а также из маастрихта Крыма и Пензенской области (Малая Сердоба).

Исследование африканского вида Prognathodon kianda позволило предположить, что малоизвестный крупный мозазавр лиодон (Liodon) из кампана-маастрихта Европы относится к роду Prognathodon. С прогнатодонами также тесно связан род плезиотилозавр.

Галерея

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики