Фэндом

Плиозавры - морские хищные рептилии, обитавшие в океанах, с середины юрского до начала мелового периода.

История находки

Jurassic plesiosaur specimens.jpg
Первые ископаемые окаменелости были найдены в английском позднеюрском формировании Киммеридж Клэй. В 1822 году Уильям Дэвид Конибер описал фигурные позвонки из-под Уэймута и упомянул аналогичные останки из окрестностей Оксфорда. Позже, в 1824 году, он также отметил фрагментарные останки короткошеего плезиозавра из коллекции Уильяма Бакленда, найденных в Линкольншире и предложил использовать название Plesiosaurus giganteus, для короткошеих плезиозавров в целом. Другие фрагментарные останки были собраны профессором Уильямом Баклендом и состоят из частичного черепа, нижней челюсти, позвонков и материала конечностей, образцы находятся в музее естественной истории Оксфордского университета. В 1841 году английский палеонтолог Ричард Оуэн создает подрод "Pleiosaurus" для нового вида плезиозавра Pleiosaurus brachydeirus, родовое название происходит от πλειων, pleion, что означает «больше» и σαυρος, sauros, что означает «ящерица», со ссылкой на убеждение Оуэна, что плиозавр был более тесно связан с крокодило-подобными ящерицами, чем плезиозавр. Через год, в 1842 году, Оуэн классифицирует подрод "Pleiosaurus" в собственном роде Pliosaurus. Дальнейшие открытия из Великобритании, пополняются позднеюрскими останками плиозаврид из Франции, Северной Америки, России, Мексики, Кубы и Шпицбергена, в результате описываются множество новых видов, многие из которых описываются по отдельным костям, зубам или изолированным фрагментам. В настоящее время, из многих, первых описанных видов формации Киммеридж Клэй, признаются только три вида: Pliosaurus brachydeirus, P. brachyspondylus и P. macromerus.

Pliosaurus macromerus skull.jpg
Pliosaurus macromerus был впервые описан и назван Джоном Филлипсом в 1871 году, как разновидность "Pleiosaurus", на основе большого бедренной кости и ряда несвязанных позвонков. Видовое название происходит от μακρός, Makros, что означает «длинный» в древнегреческой и mēros, что означает «бедро» на латыни. Эти образцы были найдены во время строительства Великой Западной железной дороги, возле Суиндона, графство Уилтшир. В 1889 году, Лидеккер переименовал "Pleiosaurus" macromerus в Pliosaurus, объединив этот вид с другим материалом, на основе исключительно большого размера. Туда-же был включен и образец (NHMUK PV OR 39362), состоящий из черепа и нижней челюсти, длинной 1,73 метра, описанных Оуэном в 1869 году, под видом Pliosaurus Grandis. Остатки этого огромного плиозавра были найдены Манселом-Плиделом в 1860-х годах. В музее Дорсета, около Дорчестера, хранится один из крупнейших и наиболее полных образцов конечностей плезиозавра, из когда-либо обнаруженных (образец G 123 D.C.M). Он имеет общую длину 2.01 м (6 футов 7 дюймов). Эти остатки, состоящие из бедренной кости и почти полного набора костей фаланг, были найдены в 1863 году, великим первооткрывателем Джоном Манселом-Плэйделом. В 1888 году, он так-же нашел гигантский зуб 30,5 см (1 фут) в длину, который демонстрирует крупный размер и разрушительную силу челюсти плиозавра.

Pliosaurus rossicus skull.png

череп Pliosaurus rossicus

Pliosaurus rossicus былл описан русским палеонтологом Нестером Ивановичем Новожиловым в 1948 году. Экземпляр является одной из наиболее интересных находок плиозавров из России. Неполный череп был найден в верхнеюрских отложениях Поволжья, в Буинском сланцевом руднике Чувашской Республики, недалеко от г. Буинска и находится в Музее Палеонтологического института Академии Наук в Москве. Оценочный размер найденной особи около 6,5 метров. Другие останки похожего ящера, с ластами почти 2-метровой длины, были извлечены в Савельевском сланцевом руднике К.И. Журавлевым, в 1941—1943 годах. А.К. Рождественский, в послевоенное время доставил в Музей Палеонтологического института лицевую часть черепа огромного плиозавра из Озинского сланцевого рудника в той же области, скелет был разбит на куски, которые выкинули в отвал до прибытия Рождественского.
Pliosaurus rossicus skull rec.jpg

реконструкция Pliosaurus rossicus (ранее Liopleurodon rossicus)

Были и другие находки скелетов, которые постигла по разным причинам столь же печальная судьба.В области желудка упомянутого выше скелета крупного плиозавра К.И. Журавлев нашел кости крупной рыбы, сохранившие близкое к естественному взаимное расположение, — очевидно, рыба была заглочена плиозавром незадолго до его гибели, — а также многочисленные крючки от рук головоногих моллюсков, известных и для экземпляров, найденных в Англии.

PredatorX-skeleton.jpg

Реконструкция Pliosaurus funkei (красным цветом отмечены найденные кости)

Pliosaurus funkei известен из двух очень фрагментарных скелетов, (голотип PMO 214.135 и 214.136) c архипелага Шпицберген, Норвегия. Размещенные в Музее естественной истории Университета Осло. Образцы, были найдены к югу от Сассенфьорд, на юго-восточной стороне горы Knerten, на острове Шпицберген в Арктике. Оба экземпляра были найдены норвежской командой, во главе с доктором Йорн Хурум, на расстоянии 2 км друг от друга. Останки извлекались в течение восьми сезонов полевых работ, с 2004-2012 годы. В 2009 году, из-за крупного размера, новый вид, прозванный "Хищник X", получил широкое освещение в средствах массовой информации, которые провозгласили его «самым страшным животным, когда-либо плававшим в океане», достигавшим 15 метров в длину.[2] В 2012 году вид описали и назвали Эспен М. Кнутсен, Патрик С. Дрюкенмиллер и Йорн H. Хурум, видовое имя дано в честь Бьорна Функе, нашедшему останки. Голотип (PMO 214.135) был найден в 2004 году и представлен ​​передней частью верхней, и нижней челюстей, включая предчелюстные и нижнечелюстные зубы, 15 спинных позвонков, многочисленные фрагменты ребер и костей конечностей. Образец (PMO 214,136) был найден в 2007 году. Оценки размера черепа варьируются от 1,6-2,0 м (5.2-6.6 футов) для голотипа и 2,0-2,5 м (6.6-8.2 футов) для второй особи, что указывает на общую длину тела в 10-13 метров (33-43 футов), это делает P. funkei одним из крупнейших плиозавров, описанных до сих пор. Анализ костей четырех ласт позволяет предположить, что животное курсировало используя только передние ласты, задние ласты были нужны для дополнительной скорости, преследуя добычу. Несмотря на огромные челюсти, мозг Predator X был такого размера, как у современной большой белой акулы.

Pliosaurus carpenteri skull.jpg
Pliosaurus carpenteri известен из фрагментарного черепа (голотип BRSMG Cd6172), длиной 1,6 - 1,8 метра, нижней челюсти и посткраниального скелета, в том числе 17 полных позвонков, размещенных в Бристольском музее, Бристоль, Англия. Образец был найден еще в 1980-х, в Вэстбори Клэй, недалеко от Уилтшира и считались, как неопознанные останки плиозавра. В 2013 году Роджер Бенсон, Марк Эванс, Адам С. Смит, Ричард Форрест и др. присвоили ему собственный вид, по имени Саймона Карпентера, нашедшего окаменелости.

Pliosaurus westburyensis skull 02.jpg
Pliosaurus westburyensis известен из почти полного черепа (голотип BRSMG Cc332) и посткраниальных фрагментов, в том числе четырех шейных позвонков, размещенных в Бристольском музее, Бристоль. Образец был найден в Вэстбори Клэй, графство Уилтшир, Англия, был впервые описан в 1993 году (Taylor & Cruickshank, 1993) под названием Pliosaurus brachyspondylus. В 2013 году Роджер Бенсон, Марк Эванс, Адам С. Смит, Ричард Форрест и др. переназначили его в собственный вид, по названию города Westbury, возле которого был найден образец.

Pliosaurus kevani skull.png
В 2013 году, Роджер Бэнсон, Марк Эванс и др. описали хорошо сохранившийся гигантский череп плезиозавра из позднеюрских отложений Дорсета, Великобритания, под новым видом Pliosaurus kevani, а так-же два других вида - Pliosaurus carpenteri и Pliosaurus westburyensis, основанных на относительно полных, костных останках, неидентифицированных плиозавров. Pliosaurus kevani был назван в честь Кевана Шехана, любителя коллекционера, который откопал большую часть черепа, кусок за куском, в период между 2003-2008 годами. Кеван собирал куски, весом до 60 кг каждый, когда они обнажались выветриванием на морском утесе. В октябре 2009 года, образец был приобретен за £20,000 при финансовой поддержке музея Дорсета и Фонда культурного наследия, внушительный размер и полнота черепа вызвала значительное освещение в СМИ. По первичным оценкам, останки принадлежали существу до 18 метров в длину, а череп имел длину ошеломляющие 2,4 метра. В период между 2010 и 2011 годами, череп был отреставрирован и в июле 2011 года, экспонат (DORCM G.13,675) был представлен на всеобщее обозрение в музее Дорчестера, с официальным открытием сэра Дэвида Аттенборо.[3] .
Weymouth-Bay-Pliosaur kevani.jpg

череп Pliosaurus kevani

Исследование 2013 года определило длину черепа в 2 метра, это больше, чем черепа P.carpenteri и Р.westburyensis - 160 и 147 см в длину, соответственно. На основании формулы Макгенри (2009), общий размер Pliosaurus kevani находиться в пределах 10,4 - 12,6 метров, с весом от 10 до 17 тонн. Недавнее исследование указывает на то, что его челюсти были очень мощными, создавая 3,3 - 4,2 тонны давления, он мог питаться более крупной добычей, чем другие виды плиозавров, достигавшей размера в половину его длины.

Описание

05L4ZJQ.jpg
Плиозавры составляют часть более крупной группы морских рептилий - плезиозавров, характеризующихся различными пропорциями тела, в том числе чрезвычайно длинношеих видов с маленькой головой, таких как эласмозавр и короткошеих видов с огромными черепами, таких как лиоплевродон. Плиозавры были доминирующими юрскими хищниками в океане, достигающие размера в 10-13 метров. Они имели глобальное распространение на протяжении длительного отрезка времени, от ранней юры до начала позднего мела. Плиозавры имели мощные черепа, длиной от 1,7 м до более 2 метров, крупные размеры тела и трехгранные зубы, предполагающие хищнические привычки. Данные проведенных исследований, подтверждают тенденцию снижения длины нижней челюсти после позднеюрского периода, это может быть связано с адаптацией к питанию на крупную добычу. Максимальный размер тела плиозавров, увеличивался, после их первого появления в ранней юре до раннего мела, тем не менее, некоторое снижение произошло до их окончательного исчезновения в начале позднего мела. Анатомия плиозавров и крупных видов в частности, достоверно не известна, так что к любым оценкам общей длины необходимо относиться с некоторой осторожностью. Тарло (Tarlo, 1959) реконструировал плиозавра лиоплевродона с общей длиной в семь раз больше, чем череп. Это давало общую длину в 16,8 метров. Тем не менее, образцы геологически довольно молодых плиозавров, сохранившихся в естественном сочленении (Акоста и др, 1979) показывают, что общая длина была ближе к пропорции 5 Х 1, что дает общую длину 12 метров. Пока не появятся новые полные образцы, любые оценки размеров являются спекулятивными и довольно недостоверными. Оценивать вес такого животного является еще более проблематичным, и зависит от многих предположений. Даже при полной скелетной реконструкции, реконструкция мягких тканей в значительной степени является предположительной, что дает разброс от 7 до 15 тонн.

Виды

  • Pliosaurus brachyspondylus (Owen, 1839)
  • Pliosaurus brachydeirus (Owen, 1841)
  • Pliosaurus macromerus (Philips, 1871)
  • Pliosaurus rossicus (Novozhilov, 1948)
  • Pliosaurus portentificus (Noè et al., 2004)
  • Pliosaurus funkei (Knutsen et al., 2012)
  • Pliosaurus carpenteri (Benson et al., 2013)
  • Pliosaurus westburyensis (Benson et al., 2013)
  • Pliosaurus kevani (Benson et al., 2013)
  • Pliosaurus patagonicus (Gasparini & O'Gorman, 2014)

Синонимы:

  • Plesiosaurus giganteus (Conybeare 1824)
  • Plesiosaurus grandis (Owen 1840)
  • Pleiosaurus (Owen, 1841) - синоним рода Pliosaurus (Owen, 1842).
  • Pliosaurus gamma (Phillips 1871)
  • Pliosaurus grossouvrei (Sauvage 1873)
  • Pliosaurus phosphaticus (Stefano 1903)
  • Pliosaurus irgisensis (Novozhilov 1948) - из Саратовской области России. Неполный скелет был обнаружен в 1933 году в Савельевском сланцевом руднике К. И. Журавлевым, описан Н. И. Новожиловым в 1948 году. Первоначально отнесен к роду Peloneustus, затем (в 1964) выделен в особый род Strongylokrotaphus.
  • Pliosaurus andrewsi (Tarlo 1960)
  • Stretosaurus macromerus (Tarlo 1959) - позже Liopleurodon macromerus, в 2004 году переименован в Pliosaurus macromerus.

Источники

  1. http://www.wikiwand.com/en/Pliosaurus
  2. http://www.ammonit.ru/new/971.htm
  3. http://journals.plos.org/plosone/article?id=10.1371/journal.pone.0065989

Галерея

Также на Фэндоме

Случайная вики