ФЭНДОМ

Плейстоценовый парк и первые его обитатели - якутские лошади.

Плейстоце́новый парк — заказник на северо-востоке Якутии в нижнем течении Колымы, в 30 километрах к югу от посёлка Черский, в 150 км к югу от побережья Северного Ледовитого океана (68° 44’N, 161° 23’E). Создатель и научный руководитель заказника — российский эколог Сергей Афанасьевич Зимов. Плейстоценовый парк является главным научным проектом Северо-восточной научной станции, которая занимается проблемами вечной мерзлоты. Дело Сергея Зимова продолжает и его сын - Никита Зимов, который на данный момент является директором Плейстоценового парка.

Описание и история

Северо-восточная научная станция была основана в 1977 году ученым экологом Сергеем Афанасьевичем Зимовым, который стал директором станции. В 1988 году начались первые эксперименты по изменению ландшафта с лесотундры на тундростепь, используя якутских лошадей, медведей и лосей. Сам парк был основан в 1996 году по тем названием, которым сейчас пользуются в научных кругах.

Плейстоценовый парк

Плейстоценовый Парк находится в 25 километрах к югу от станции. Примерно 60 процентов огороженной территории находится на пойме и состоит в основном из ивовых кустарников и луговин. Оставшаяся территория находится на не затапливаемых холмах (едоме), где доминируют лиственничные леса и аласные луговины (территория дренированных термокарстовых озер). В настоящий момент она является одной из крупнейших исследовательских арктических станций в мире. Техническая оснащенность станции предоставляет широкие возможности для круглогодичных исследований в широком списке научных дисциплин, таких как экология, арктическая биология, мерзлотоведение, гидрология, лимнология, геофизика, атмосферная физика, изменения климата и других. Станция располагает тремя лабораториями с современным оборудованием и способна единовременно разместить до 50 человек, что позволяет каждое лето принимать множество журналистов и ученых с разных стран.

Плейстоценовый Парк является главным проектом Станции и представляет собой попытку воссоздать экосистему, доминировавшую в Арктике в позднем Плейстоцене — экосистему Мамонтовых степей. Для этого необходимо заменить современные низкопродуктивные северные экосистемы высокопродуктивными пастбищами с высокой плотностью животных и высокой скоростью биокруговорота. Так же целью проекта является защита Вечной мерзлоты, при таянии которой высвобождается очень больше количество парниковых газов, что в свою очередь способствует дальнейшему потеплению климата.

Сейчас Плейстоценовый парк занимает 16 квадратных километров огороженной территории (при этом вокруг парка располагается буферная зона в 600 кв км, которая в будущем может стать новой территорией парка), и является домом для шести видов крупных травоядных, таких как лошади, овцебыки, зубры, лоси, яки и северных оленей, а так же некоторым местным хищникам таким как медведи, росомахи, рыси и др.

Животные

На территории парка уже проживают:

Яки на переднем плане, на заднем плане пасется зубр
  • якутские лошади — около 30 особей; 
  • северные олени — около 50 особей;
  • лоси — около 8 особей, но возможно и больше;
  • овцебыки (завезены в сентябре 2010 года с острова Врангеля, первую зиму пережило 4 особи и все самцы);
  • зубры — (5 особей привезли с Приокско-террасного заповедника, первую зиму пережил 1 самец, который живет в парке по сей день);
  • яки — завезены в июне 2017 года, были привезены 10 яков, но 2 самки спустя пару дней после приезда родили по одному теленку, и теперь в парке 12 яков);
  • бурые медведи — количество неизвестно;
  • росомахи — количество неизвестно;
  • рыси — количество неизвестно;
  • лисы — количество неизвестно;
  • песцы — количество неизвестно;
  • мелкие млекопитающие: зайцы, суслики, горностаи и соболи.

Есть планы по завозу:

  • двугорбых верблюдов;
  • снежных баранов;
  • бизонов;
  • кабанов;
  • черношапочных сурков;
  • сайгаков;
  • морозоустойчивых коров (шотландских или калмыцких);
  • алтайских маралов (уже была попытка акклиматизировать 6 маралов в 2011 году, но по причине полного отсутствия опыта, маралы сбежали, перепрыгнув через забор);
  • в качестве хищников львов или амурских тигров, а так же волков и канадских пум или дальневосточных леопардов;
  • навозных жуков - его акклиматизация является одной из самых сложных.

Возможности клонирования вымерших животных

Поскольку в вечной мерзлоте сохранились целые туши гигантских животных ледникового периода, в будущем предположительно возможно восстановление недавно вымерших видов, чьи останки содержат генетический материал. Мягкие ткани в таких находках сильно разрушены, в силу чего клонировать мамонтов или шерстистых носорогов с помощью существующих на сегодня технологий пока невозможно. Это связано с тем, что учёным неизвестно количество парных хромосом в ядрах клеток вымерших животных, из-за чего невозможно вычислить их геном.

800px-Mammuthus primigenius baby Dima Luzern

Японский учёный Тэрухико Вакаяма (яп. 若山照彦) планирует получить живого мамонта с помощью своей методики клонирования животных из надолго замороженных клеток. Летом 2011 года он намеревался отправиться в Сибирь, чтобы найти образец мягких тканей мамонта, пригодный для клонирования. В случае успеха ядра из клеток мамонта перенесут в яйцеклетку африканского или индийского слона. Генетические материалы слона и мамонта различаются незначительно, и сравнительно небольшие изменения слоновой ДНК (с помощью сохранившейся ДНК мамонта) могли бы воскресить крупнейшее животное плейстоцена. Подобные опыты уже проводились в 1990-е годы, но не принесли результатов. Доктор Вакаяма уверен, что сегодняшний уровень развития технологий генной инженерии и его новейшая методика существенно повышают шансы на успех[18][19].

Учитывая быстрый прогресс генной инженерии, есть вероятность, что в ближайшем будущем получится воскресить некоторых представителей вымершего животного мира.

Стоит отметить, что это направление, получившее широкое освещение в прессе, часто подвергается научной критике. Многие учёные отвергают возможность клонирования вымерших животных в принципе или как минимум в обозримом будущем. Дело в том, что исследования показали, что даже хорошо сохранившиеся останки из вечной мерзлоты не содержат пригодного для клонирования или генетических манипуляций материала — речь идёт лишь о следовых количествах полностью разрушенной ДНК. Ткани, подвергнутые захоронению в вечной мерзлоте, теряют свою клеточную структуру из-за разрушения клеточных мембран, а содержащиеся в них молекулы ДНК подвергаются сильным постмортальным изменениям, включая распад цепочек нуклеотидов на отдельные фрагменты, случайные мутации в «горячих точках» и контаминацию генетическим материалом почвенных бактерий и грибков[20] Таким генетическим материалом невозможно воспользоваться напрямую даже для секвенирования генома исследуемого вида. Для создания же из ископаемой ДНК генетического материала, пригодного для клонирования, необходимо сначала реконструировать полную последовательность по сохранившимся отдельным обрывкам цепочек нуклеотидов, восстановить последовательности нуклеотидов на повреждённых или подвергшихся постмортальным мутациям участках, а затем на основе полученной последовательности собрать с нуля «рабочую» молекулу ДНК — современным технологиям очень и очень далеко до подобного.

Но при этом, сам Сергей Зимов считает, что в ближайшие годы мамонта или какого-нибудь другого вымершего животного смогут "воскресить". Но учитывая большую вероятность появления дефектов, ждать полноценную популяцию тех же мамонтов придется очень долго, поэтому Зимовы пока и используют имеющиеся современные виды животных.

Экономическая целесообразность плейстоценового парка

Россия является страной с экстремальным климатом, большая часть которой непригодна для ведения сельского хозяйства (60 % территории России — вечная мерзлота). Огромные слабозаселённые (или совсем незаселённые, как плато Путорана) пространства Севера хорошо подходят для восстановления первоначальной природы России — с изобилием крупных копытных и хищников.

Восстановление экосистем с полноценными трофическими связями и сложным, комплексным взаимодействием между десятками видов растений, многими видами травоядных, специализированными на том или ином растительном корме, и многими видами хищников позволит получать доходы не только от туризма, но и вести рациональную охоту. Как показывает опыт африканских заповедников, африканская саванна (единственная сохранившаяся сегодня на Земле полноценная экосистема «плейстоценового» типа) обладает биологической продуктивностью, в разы превышающей продуктивность скотоводческих хозяйств, размещенных на той же площади.

Тем большей является выгода от восстановления мамонтовых степей на территории сегодняшней тундры. Также важна роль парков плейстоценовой природы для будущего биосферы как резерватов вымирающих сегодня диких видов, потерявших практически все прежние области обитания. К таким видам относятся дикий як, дикий двугорбый верблюд, лошадь Пржевальского, дзерен, сибирский красный волк, азиатский гепард, дальневосточный леопард, амурский тигр.

При этом, Плейстоценовый парк уже начал выполнять роль резервата для одного местного вида животных - лосей. В округе лосей стало очень мало из-за браконьерства, а в Плейстоценовом парке популяция лосей довольно высока по сравнению с соседними территории в последние годы.

Фонд Плейстоценового парка

Северо-восточная научная станция финансируется в основном грантами за научную деятельность. Так как полное или частичное воссоздание экосистем является дорогостоящим делом, то в 2015 году был создан фонд плейстоценового парка, куда любой желающий может внести пожертвование, чтобы в дальнейшем проект мог развиваться и дальше. Ссылка на фонд есть на официальном сайте Плейстоценового парка в разделе "Donate"[1].

Тульский филиал-урочище "Дикое поле"

В 2014 году примерно в 250 км от Москвы, был открыт тульский филиал Плейстоценового парка - урочище "Дикое поле".

Весна 2016 года

Размер нового парка на данный момент - 280 гектар, но парк постепенно увеличивается. Основная цель проекта - создание высокопродуктивной пастбищной экосистемы. Принципиальное отличие нового проекта, что на выбранной территории ешё в историческое время была высокопродуктивная степь и в настоящий момент не надо проводить длительных трансформаций растительности и почв. Если Плейстоценовый парк, это в большей степени, научный (исследовательский) проект, то основная задача "Дикого Поля" показать широкой аудитории пример настоящей дикой природы. Дикое Поле находится в непосредственной близости от федеральных трасс, железной дороги, и будет доступен всем желающим.

В парке уже обитаю:

Калмыцкие коровы и яки весной 2016 года
  • башкирские лошади;
  • калмыцкие коровы;
  • яки;
  • эльдебаевские овцы;
  • придонские пуховые козы;
  • маралы;
  • косули;
  • 2 кабана полукровки;
  • северные олени;
  • лисы;
  • В парке время от времени живут лоси, кабаны и бродячие собаки. Весной 2017 года был зарегистрирован случай обнаружения волка возле Дикого поля.

​Конечно большинство животных урочища это домашние животные, но для проекта не особо важно значение - использовать диких или домашних животных, так как животные обоих категорий вполне справляются со своими обязанностями. Но как говорят сами авторы урочища, в будущем может произойти замена некоторых животных на их диких родственников, как например, замена овец на диких баранов муфлонов. Как еще говорят авторы проекта - овец, коз и кабанов полукровок завезли для того, чтобы в будущем обеспечит крупных хищников достаточным количеством пищи. Так же в 2014 году не удалось завести с Франции стадо степных бизонов, муфлонов и благородных оленей из-за вируса Шмаленберга, что привело к использованию дешевых и доступных альтернатив. 

Запланированные животные:

  • зубры или бизоны;
  • муфлоны;
  • куланы;
  • сайгаки;
  • суслики и сурки.

Из хищников запланированы;

  • волки;
  • львы;
  • гепарды.

Не смотря на относительную близость от Москвы, Дикое поле на данный момент не развивается как туристический объект. Но при этом парк уже посещают журналисты, школьные экскурсии, студенты-практиканты, чиновники. Но в последнее время парк уже начинает проявлять как место экологического туризма так что у Дикого поля есть возможный будущий туристический потенциал.