ФЭНДОМ

Орнитохейр — птерозавр из Европы, обитал в меловом периоде около 110 млн лет назад.

История находки

Орнитохирec представляет собой род птерозавров, известный из фрагментарных ископаемых останков, обнаруженных в осадочных породах Великобритании.

Ornithocheirus simus holotype
В 19 веке множество фрагментарных окаменелостей птерозавров было обнаружено в Кембриджском Гринсанде (Англия), в раннемеловых отложениях морского песчаника, которые сохранили множество останков прибрежных и морских обитателей, погребенных под большим количеством песка и впоследствии, подвергшиеся процессу окаменения. Самые крупные птерозавры были известны по нескольким фрагментам из меловых отложений на юге Англии и имели максимальный размах крыльев в 3 метра, сопоставимый с размахом самых крупных современных птиц. К сожалению, практически все, в том числе самые крупные из этих останков, состоят из отдельных фрагментов, которые трудно интерпретировать. Первоначально все они были отнесены к роду птеродактиль (Pterodactylus), как это было характерно для птерозавров, описанных в начале и середине 19 века. Одним из этих видов был Pterodactylus simus, описанный Ричардом Оуэном в 1861 году. Позже, исследователь- натуралист Гарри Гувер Сили занялся изучением коллекции птерозавров в Музея Сэндвика, в Кембридже. В 1869 году он пришел к выводу, что некоторые образцы имеют отличия, достаточные для выделения в собственный род, который он назвал Ornithocheirus, название происходит от древнегреческого «ὄρνις», означающий птицу, и «χεῖρ», что означает «рука». В течении двух лет им было описано двадцать восемь видов (28 видов), причисленных к этому роду. Когда Сили опубликовал свои выводы в своей книге «Орнитозаврия» в 1870 году, это вызвало неоднозначную реакцию ведущего британского палеонтолога того времени, Ричарда Оуэна. Оуэн не был эволюционистом и поэтому он считал, что имя "орнитохирус" неуместно. В 1874 году Оуэн создал два новых рода: Coloborhynchus и Criorhynchus. Coloborhynchus — «искалеченный клюв», состоял из нового типового вида Coloborhynchus clavirostris и двух видов, переназначенных из орнитохируса: C. sedgwickii и C. cuvieri. Род Criorhynchus полностью состоял из бывших шести видов орнитохирусов.
Ornithocheirus skull (Criorhynchus)

реконструкция головы Ornithocheirus

С этого момента началась путаница в таксономических названиях, разные ученые, в течении длительного времени описывали разные виды, причисляя их то к роду Ornithocheirus, то к роду Coloborhynchus.

Начиная с семидесятых годов, в Бразилии было обнаружено много новых окаменелостей похожего птерозавра, в слоях, которые были немного старше, чем Кембридж-Гринсанд. В отличие от английского материала, эти новые находки включали в себя наиболее хорошо сохранившиеся останки скелетов птерозавров, которые были описаны под новыми родами Anhanguera и Tropeognathus. Эта ситуация вызвала возобновление интереса к материалу орнитохируса и обоснованность новых названий на его основе, некоторые европейские исследователи пришли к выводу, что бразильские птерозавры были фактически младшими синонимами европейских типов (David Unwin, 2003). В результате, на протяжении многих лет, более сорока видов были названы в роде Ornithocheirus.

Таксономическое исследование 2013 года Александра Келлнера (Rodrigues & Kellner, 2013) выделяет два независимых рода — европейский род Ornithocheirus, с единственным валидным видом O. simus и южно-американский род аньянгуэра (Anhanguera).

В массовой культуре

В киноиндустрии образ гигантов постоянно тиражируется в кинематографе, где орнитохерус изображается как 13-метровый гигант в сериале «Прогулки с динозаврами», похожая история произошла и с плиозавром лиоплевродоном, где он представлен 25-метровым монстром. Это иллюстрирует тот факт, как недостоверная информация, основанная на фрагментарных останках, с легкостью пускается в ход для создания «сенсаций» и получения солидных кассовых сборов.

Галерея