ФЭНДОМ

Олоротитан — утконосый динозавр из России, обитал в меловом периоде 72 - 66 млн лет назад.

История находки

Olorotitan skeleton

Olorotitan arharensis

Окаменелости этого динозавра были найдены в Кундурском костеносном месторождении, которое было обнаружено в 1990 году геологом Владимиром Нагорным в окрестностях поселка Кундур, Архаринского района Амурской области, при строительстве отрезка дороги Чита-Хабаровск федеральной трассы Москва-Владивосток. Тогда строители, работавшие на месте, замечали попадавшиеся кости, но были уверены, что это останки медведей. Масштабные научные исследования начались с 1998 года под руководством кандидата геолого-минералогических наук Юрия Болотского. В раскопках уже тогда участвовал сын ученого, Иван, который положил начало главному открытию - он обнаружил первые четыре хвостовых позвонка олоротитана.
1999 год, Юрий Болотский на раскопках олоротитана в Архаринском районе

Юрий Болотский на раскопках Olorotitan arharensis, 1999 год

За первое лето на кундурском месторождении были найдены хвост из 75 позвонков и задняя часть туловища ящера. Раскопки в Архаринском районе велись три года. Самой большой интригой для палеонтологов оставался вопрос, отыщется ли голова динозавра. «Он действительно оказался гадом: нет чтобы вдоль трассы лечь, а он завалился перпендикулярно. Если хвост был на поверхности, то все туловище находилось в толще, а над ним четыре метра почвы. К тому же он был обложен изолированными костями, так как улегся, как плотина, на пути грязекаменного потока, и на нем были кости других тварей», — рассказывает Юрий Леонидович.

В 1999 году к раскопкам присоединился палеонтолог Паскаль Годефруа из Бельгийского Королевского института естественных наук, а в 2000 – сотрудники Палеонтологического института РАН из Москвы. Экспедиция увенчалась триумфом: под Кундуром впервые в России был обнаружен целый скелет одной особи, включая череп. Извлечение костей из породы продолжалось три полевых сезона с 1999 по 2001, а в 2003 году эта находка была описана палеонтологами Паскалем Годефруа, Болотским и Алифановым под назанием Olorotitan arharensis - «лебедь титан».[2]

В 2012 году ими было опубликовано остеологическое исследование анатомии скелета и его отдельных костей.[3]
Olorotitan skull
Голотип (AEHM 2/845) состоит из хорошо сохранившегося скелета с неполным черепом. Хотя большинство костей черепа были слегка смещены, а кости носа сохранились не полностью, череп удалось довольно точно реконструировать. Эта находка - первый почти полный скелет динозавра в естественном сочленении, обнаруженный на Дальнем Востоке России. Реконструированный скелет этого динозавра экспонируется в музее Королевского института естественных наук в Брюсселе, Бельгия.

Описание

Olorotitan fossil 02

Olorotitan в Королевском институте естествознания, Бельгия

Олоротитан это самый полный экземпляр ламбеозаврин, обнаруженный за пределами Северной Америки. Этот динозавр был одним из самых крупных представителей своего семейства, таких как Parasaurolophus, достигая в длину 8 метров (26 футов). Он характеризуется специфическими для гадрозаврид признаками, самый очевидный из которых это уникальной гребень венчающий череп. Реконструкция в музее института естественных наук, Бельгия]]Широкий, полый гребень, образованный из расширенных костей черепа, был пронизан носовыми путями и вероятно использовался для подачи трубных звуков. Сам череп поддерживается довольно длинной шеей, имеющий 18 позвонков, другие гадрозавриды имеют максимум 15 шейных позвонков.[4]
Олоротитан в Амурском палеонтологическом музее

Филологическое исследование олоротитана привело к выводу, что он состоит в очень близком родстве с североамериканскими коритозавром и гипакрозавром. Также на территории Амурской области в породах того же возраста были обнаружены останки другого гадрозаврида - амурозавра. В 1997 году в Благовещенске был создан палеонтологический музей. Реконструированная копия скелета олоротитана, включающая череп с предполагаемой формой гребня, демонстрируется в Амурском музее естествознания, в Благовещенске.

Источники

  1. Принстонский справочник динозавров, 2-е издание, 2016 год.
  2. http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.616.1705&rep=rep1&type=pdf
  3. https://www.app.pan.pl/archive/published/app57/app20110051.pdf
  4. http://www.wikiwand.com/en/Olorotitan

Галерея