ФЭНДОМ

Нодозавр — один из первых обнаруженных анкилозавров, обитал в меловом периоде на территории современной Северной Америки, 100-97 млн лет назад.

История находки

Один неполный экземпляр (образец YPM 1815) был найден в 1881 году Уильямом Ридом, примерно в 2,4 км к юго-востоку от Карьера 13 в Комо-Блафф, в пограничном формировании штата Вайоминг, США. В 1889 году, профессор палеонтологии позвоночных Йельского университета Чарльз Марш, описал разрозненные окаменелости под видом Nodosaurus textilis - «узловатый ящер», название дано из-за оригинального узора на обломках панциря, своеобразной брони животного. Образец состоял из таза, крестца, фрагментов лопаток, большей части левой задней конечности и части правой, 13 полных хвостовых позвонков и фрагменты с ребрами и броней, и различные изолированные куски брони. В то время, Марш плохо представлял себе строение анкилозавра и необоснованно сравнивал его со своим старым любимым Стегозавром. Броня воодушевила Марша на название рода и вида («textilis» - грубая ткань), он писал, что она поддерживалась ребрами и располагалась в несколько рядов. Он также прокомментировал мощные передние конечности, ребра с их Т-образными поперечными сечениями и хвостовые позвонки. Наконец, он оценил длину животного в необъяснимых 30 футов (9 метров), в настоящее время эта оценка считается сильно завышенной.
Nodosaurus textilis, 1921

Реконструкция нодозавра, 1921

В 1921 году Ричард Сванн Лулл опубликовал художественную реставрацию внешнего вида нодозавра.[2]

Описание

Nodosaurus-size
Нодозавр имел длину от 4 до 6 метров (13-20 футов).[3] Это был растительноядный динозавр с костяными кожными пластинками, покрывающими его тело. Кожные пластины были расположены рядами вдоль его тела, с узкими полосками, чередующимися с более широкими пластинами между ними. Эти более широкие пластинки были покрыты чередующимися костными узлами, которые дали животному его научное название. На ногах было по пять пальцев, короткая шея и жесткий хвост, который в отличие он анкилозаврид, не имел клубня на хвосте. Голова была узкой, с заостренной мордой, мощными челюстями и маленькими зубами. Скорее всего, он обладал внушительной пищеварительной системой и глотал камни-гастролиты для ускорения переваривания. Так же как и Эдмонтония, этот тот тип бронированного динозавра характеризуется большими шипами на шее и плечах, без хвостового клубня на кончике хвоста. У них также есть относительно гладкий череп с узкой мордой. Это другое отличие от более широко известных анкилозавров, имеющих широкие морды и колючие головы. Узкая морда нодозавра предполагает более тщательный отбор пищевых продуктов, а не просто поедание любой растительности.

Источники

  1. Принстонский справочник динозавров, 2-е издание, 2016 год.
  2. http://equatorialminnesota.blogspot.ru/2015/12/nodosaurus-more-than-corduroy-armadillo.html
  3. http://www.wikiwand.com/en/Nodosaurus

Галерея