ФЭНДОМ

Нодозавр - один из первых обнаруженных анкилозавров, обитал в меловом периоде на территории современной Северной Америки, 100-97 млн лет назад.

История находки

Один неполный экземпляр (образец YPM 1815) был найден в 1881 году Уильямом Ридом, примерно в 2,4 км к юго-востоку от Карьера 13 в Комо-Блафф, в пограничном формировании штата Вайоминг, США. В 1889 году, профессор палеонтологии позвоночных Йельского университета Чарльз Марш, описал разрозненные окаменелости под видом Nodosaurus textilis - «узловатый ящер», название дано из-за оригинального узора на обломках панциря, своеобразной брони животного. Образец состоял из таза, крестца, фрагментов лопаток, большей части левой задней конечности и части правой, 13 полных хвостовых позвонков и фрагменты с ребрами и броней, и различные изолированные куски брони. В то время, Марш плохо представлял себе строение анкилозавра и необоснованно сравнивал его со своим старым любимым Стегозавром. Броня воодушевила Марша на название рода и вида («textilis» - грубая ткань), он писал, что она поддерживалась ребрами и располагалась в несколько рядов. Он также прокомментировал мощные передние конечности, ребра с их Т-образными поперечными сечениями и хвостовые позвонки. Наконец, он оценил длину животного в необъяснимых 30 футов (9 метров), в настоящее время эта оценка считается сильно завышенной.
Nodosaurus textilis, 1921.jpg

Реконструкция нодозавра, 1921

В 1921 году Ричард Сванн Лулл опубликовал художественную реставрацию внешнего вида нодозавра.[2]

Новые находки

В понедельник, 21 марта 2011 года Шон Фанк, оператор экскаватора на шахте «Миллениум Майн», в 30 км к северу от Форта Мак-Мюррей в Альберте, управляемой энергетической компанией Suncor Energy, обнаружил, как говорят эксперты Королевского музея Тиррелла, одно из самых важных открытий динозавров в Альберте, окаменелого анкилозавра, которому около 110-115 млн лет.

Millenium mine.jpg
Нефтяные пески Альберты, некогда являвшиеся древним тропическим морем, содержали множество водных образцов, но анкилозавр стал первым наземным динозавром, обнаруженным на рудниках. Ханс Хелтке, геолог компании Suncor, сказал, что коллега сделал несколько фотографий и отправил их в музей Тиррелла. Музей немедленно отправил доктора Дона Хендерсона, куратора динозавров и техника Даррена Танке, они ожидали, что это будет плезиозавр или другая морская рептилия, поскольку наземных животных никогда не обнаруживали ранее в нефтеносных песках. Хендерсон был удивлен, обнаружив при ближайшем рассмотрении, что окаменелость на самом деле является динозавром. После трех дней обучения по технике безопасности на шахте сотрудники музея и сотрудники Suncor начали работу по удалению всех кусков окаменелости с холма, процесс которого занял 14 дней. Помимо нескольких частей, разломанных экскаватором Фанка, основная часть образца все еще оставалась в 12-метровой скале (39 футов). При поднятии блока, содержащего окаменелость, он развалился под собственным весом на несколько частей. Сотрудники музея приступили к спасению образца, обернув и стабилизировав фигуру в гипсе и смогли успешно транспортировать образец в Королевский музей Тайрелла, где техник Майк Митчелл провел пять лет, готовя окаменелость для изучения, которую спонсировало общество National Geographic.

Nodosaur fossil 01 (1).jpg
«...Почти шесть лет я навещаю лабораторию для подготовки ископаемых в Королевском музее Тиррелла, в пустынном районе Альберты, где тишина прерывается шумом вентиляции и гудения техников, которые соскабливают камень с окаменелостей инструментами с иглой, напоминающими миниатюрные отбойные молотки. Но мое внимание было сосредоточено на 2,500-фунтовой массе камня в углу, на первый взгляд собранные серые блоки выглядят как скульптура динозавра длиной девять футов (2,7 метра). Костяная мозаика брони покрывает шею и спину, а серые круги очерчивают индивидуальные масштабы. Его шея изящно изгибается влево, как бы достигая какого-то вкусного растения. Но это не реалистичная скульптура, это настоящий динозавр, окаменевший от рыла до бедер...»

«...Чем больше я смотрю на него, тем больше он ошеломляет. Окаменелые остатки кожи по-прежнему покрывают ухабистые панцирные пластины, усеивающие череп животного. Его правая передняя часть лежит рядом с ней, ее пять шипов расходятся вверх...» — Калеб Браун, исследователь докторантуры в музее, с изумлением усмехается — «У нас не просто скелет, - говорит он позже — «У нас есть целый динозавр, каким он был».

Nodosaur fossil 01 (2).jpg
Для палеонтологов удивительный уровень окаменения динозавра, вызванный его быстрым подводным захоронением, так же редок, как выигрыш в лотерее. Обычно сохраняются только кости и зубы, и только изредко минералы заменяют мягкие ткани, прежде чем они истлеют. Нет также никакой гарантии, что окаменелость сохранит свою истинную прижизненную форму. Например, пернатые динозавры, обнаруженные в Китае, обычно сплющены, а североамериканские «мумифицированные» утконосые динозавры, одни из самых полных когда-либо найденных, выглядят высохшими и высушенными на солнце. Образец, по прозвищу «Suncor nodosaur», примечателен своим трехмерным сохранением большой сочлененной части динозавра, в комплекте с мягкой тканью. Этот экземпляр нодозавра, похоже утонул и опустился на морское дно вскоре после смерти, в результате чего верхняя половина тела была быстро погребена с минимальными искажениями. В результате образец, который сохраняет животное почти так, как он выглядел бы в жизни, без сплющивания или усыхания. Образец сохранил окаменелость
Nodosaur fossil 03.jpg
с многочисленными близко расположенными рядами маленьких бронированных пластин, или остеодерм, покрывавшим вершину и бока его широкого тела. Из плеч торчала пара длинных шипов, напоминавших рога быка. Изучение химических веществ, присутствующих в остатках кожи и чешуек, указывает на то, что в жизни они могли иметь красноватую окраску.

Этот образец - одна из лучших окаменелостей нодозавра, когда-либо найденных в мире. В мае 2017 года Королевский музей Тиррелла представил нодозавра в качестве центральной части выставки окаменелостей промышленных ресурсов Альберты. Теперь публика увиди то, что поразило ученых - посланника из далекого прошлого, найденного в лунном пейзаже человеком на экскаваторе.[3]

Описание

Nodosaurus-size.jpg
Нодозавр имел длину от 4 до 6 метров (13-20 футов).[4] Это был растительноядный динозавр с костяными кожными пластинками, покрывающими его тело. Кожные пластины были расположены рядами вдоль его тела, с узкими полосками, чередующимися с более широкими пластинами между ними. Эти более широкие пластинки были покрыты чередующимися костными узлами, которые дали животному его научное название. На ногах было по пять пальцев, короткая шея и жесткий хвост, который в отличие он анкилозаврид, не имел клубня на хвосте. Голова была узкой, с заостренной мордой, мощными челюстями и маленькими зубами. Скорее всего, он обладал внушительной пищеварительной системой и глотал камни-гастролиты для ускорения переваривания. Так же как и Эдмонтония, этот тот тип бронированного динозавра характеризуется большими шипами на шее и плечах, без хвостового клубня на кончике хвоста. У них также есть относительно гладкий череп с узкой мордой. Это другое отличие от более широко известных анкилозавров, имеющих широкие морды и колючие головы. Узкая морда нодозавра предполагает более тщательный отбор пищевых продуктов, а не просто поедание любой растительности.

Источники

  1. Принстонский справочник динозавров, 2-е издание, 2016 год.
  2. http://equatorialminnesota.blogspot.ru/2015/12/nodosaurus-more-than-corduroy-armadillo.html
  3. http://www.nationalgeographic.com/magazine/2017/06/dinosaur-nodosaur-fossil-discovery/
  4. http://www.wikiwand.com/en/Nodosaurus

Галерея

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики