ФЭНДОМ

Микрораптор — оперенный мелкий дромеозаврид из Китая, жил в раннем меловом периоде 125-120 млн лет назад.

История находки

Archaeoraptor liaoningensis

«Archaeoraptor liaoningensis»

История началась в июле 1997 года, в Китае, когда обычный фермер откопал в сланцевых карьерах окаменелость и продал их дилерам за несколько долларов. В июне 1998 года, ископаемые из Китая были переправлены контрабандой в Соединенные Штаты, для продажи. Осенью 1998 года, на ежегодном собрании Общества палеонтологии позвоночных, которая проходила в штате Юта, США, прошел слух о поразительной окаменелости примитивной птицы, которая была в частных руках. Эта окаменелость была представлена ​​анонимным дилером на выставке самоцветов, в Тусоне, штат Аризона. В феврале 1999 года этот уникальный образец был приобретен Музеем динозавров в Блендинге, штат Юта, за $80 000.

Была организована рабочая группа с известным палеонтологом Филлом Карри и представителями Национального Географического общества, позже был приглашен Сюй Син из Института палеонтологии и Позвоночной палеоантропологии Пекина, чтобы стать частью команды проекта «Археораптор». Однако, уже после первичного осмотра окаменелости, Филл Карри обратил внимание, что окаменелость, вероятно является составной. В августе 1999 года группа экспертов (Currie, Rowe и Xu) представила для публикации в научном журнале Nature заключение, в котором сообщалось, что ноги и хвост не соответствуют остальной части окаменелости, однако руководство журнала отказалось от данной публикации. Через два месяца журнал National Geographic публикует статью, где утверждается, что это ископаемое из Китая, получившее неофициальное название «Archaeoraptor liaoningensis», является «недостающим звеном» между птицами и динозаврами, однако это вызвало неоднозначную реакцию в научных кругах.

В октябре 1999 года Сюй Син, осматривая образец заметил, что хвост «археораптора» сильно напоминал безымянного манираптора, которого он изучает. Он вернулся в Китай и связался с дилерами по продаже окаменелостей. В конце концов, ему удалось обнаружить то самое место, где он нашел новые окаменелости крошечного динозавра. Хвост нового образца в точности соответствовал экземпляру «археораптора», сланцевая плита имела два таких же желтых оксидных пятна. В декабре 1999 года Сюй Син делает заявление, в котором утверждает, что образец Nat Geo - подделка и в следующем году описывает новый вид Microraptor zhaoianus - «мелкий хищник».

Archaeoraptor liaoningensis KT
Всё это вызывает шумиху, в феврале 2000 года Nat Geo выпустило пресс-релиз заявив, что начато расследование, в виду того, что ископаемое может быть химерой. В марте 2000 года издание Nat Geo публикует исследование Сюй Сина с коллегами, где слово «подделка» было заменено на «композитные материалы». В апреле 2000 года Стивен Черкас признаёт свою ошибку в поспешности выводов, другие участники также выразили своё сожаление. В марте 2001 года была опубликована публикация в Nature, где в краткой работе (Rowe et al., 2001) сообщалось о фактах, полученных в результате КТ- сканирования, в результате которых исследователи пришли к выводу, что верхняя и нижняя часть туловища не принадлежали одному экземпляру. В июне 2000 года ископаемый образец был возвращен в Китай, где продолжились дальнейшие исследования. В 2002 году китайские палеонтологи выяснили, что голова и верхняя часть туловища принадлежала образцу примитивной ископаемой птицы - Yanornis, хвост принадлежит небольшому крылатому микрораптору, а ноги принадлежат другому неизвестному животному.

Microraptor 01

образец Microraptor gui

Microraptor 02

Microraptor, незаконно ввезенный в США, репотриирован в Китай в 2015 г

C 2000 по 2010 год было собрано около 300 образцов новых ископаемых окаменелостей. Так же ученые выяснили, что микрораптор обладал темным переливающимся оперением, схожим с вороньим. Определить это получилось с помощью меланисом - особых клеток пера, придающих ему окрас.

Описание

Микрораптор-0
Микрораптор был одним из самых маленьких известных динозавров, достигая 0,9-1,2 метра в длину и около 1 кг веса,[2] тем не менее он является одним из наиболее распространенных нептичьих динозавров в провинции Ляонин. К тому же, микрораптор был одними из первых динозавров, с обнаруженными отпечатками перьев и крыльев. Хорошо сохранившиеся окаменелости микрораптора дают важные свидетельства об эволюционной связи между птицами и динозаврами. Микрораптор имел длинные перья, которые формировали аэродинамические поверхности на руках, хвосте и на ногах. В 2003 году палеонтолог Сюй Син предположил, что "четырёхкрылые динозавры" возможно скользили, используя все четыре конечности для подъема. Последующие исследования показали, что возможно микрорапторы были способны и для активного полета. Подобно археоптериксу, микрораптор являет собой важное доказательство родства динозавров и птиц. Микрораптор имел два комплекта крыльев на передних и на задних ногах. Ноги его были так же покрыты перьями как это можно видеть у современных птиц. Китайские ученые предположили что микрораптор любил обитать в плотном лесу, где его средой обитания могли стать деревья. Можно было предположить что все примитивные дромеозавриды жили на деревьях.
Микроптор
В 2005 году Санкар Чаттерджи предложил гипотезу о том, что микрораптор летал на подобие биплана, то есть крылья на задних ногах при полете должны были быть ниже чем крылья на передних ногах, только таким образом микрораптор мог бы парить в небе.

Микрораптор имел длинные контурные перья с асимметричными бородками, которые образовывали крылоподобные поверхности не только на передних конечностях и хвосте, но и что удивительно - на задних конечностях. Это подтолкнуло Сюя и его соавторов к тому, чтобы назвать микрораптора «четырехкрылым динозавром» и предположить, что он мог планировать, используя все четыре конечности. По последним исследованиям, они не только питались птицами, но и ели их почти целиком. Данный вывод следует из того, что внутри одного из скелетов динозавра обнаружен относительно хорошо сохранившийся скелет птицы. Предположительно, они охотились на деревьях, редко спускаясь на землю.

Виды и синонимы

По данным сайта Fossilworks, на ноябрь 2016 г. в род включают 3 вымерших вида:

  • Microraptor zhaoianus (Xu et al., 2000)
  • Microraptor gui (Xu et al., 2003)
  • Microraptor hanqingi (Gong et al., 2012)

Синонимы :

  • "Archaeoraptor liaoningensis" (Sloan, 1999)
  • Cryptovolans pauli (Czerkas et al., 2002)

Кинематограф

Источники

  1. Принстонский справочник динозавров, 2-е издание, 2016 год.
  2. http://www.wikiwand.com/en/Microraptor

Галерея