ФЭНДОМ

Меловой период
Меловой период
Поздний меловой период
Информация
Эра Мезозойская
Начало 144 млн
Конец 65 млн
Климат Буйная растительность, влажный климат, тёплые океаны, в австралии начинались полярные зимы
Характерная фауна Динозавры
Птерозавры
Плезиозавры
Мозазавры
Моллюски
Характерная флора Покрытосемянные
События Мел-палеогеновое вымирание (65 млн)
Появление цветковых
Меловой период — третий и последний период мезозойской эры.

На геохронологической шкале

Меловой период - последний период мезозоя, до него был юрский период. Делится на два отдела и 12 ярусов:

  • Нижний мел делится на Альбский, Аптский, Барремский, Готеривский, Валанжинский, Берриасский ярусы;
  • Верхний мел делится на Маастрихтский, Кампанский, Сантонский, Коньякский, Туронский, Сеноманский ярусы;

Климат

70 миллионов лет назад Земля охлаждалась. На полюсах сформировались ледяные шапки. Зимы становились суровее. Температура падала местами ниже +4 градусов. Для динозавров мелового периода этот перепад был резким и весьма ощутимым. Такие колебания температуры были вызваны расколом Пангеи, а затем Гондваны и Лавразии. Уровень моря поднялся и опустился. Струйные течения в атмосфере изменились, вследствие чего изменились и течения в океане.

В конце мелового периода температура стала резко подниматься. Существует гипотеза, согласно которой причиной этих изменений являлись океаны: вместо того, чтобы поглощать тепло они, возможно, отражали его обратно — в атмосферу. Тем самым они вызвали парниковый эффект.

Флора

Меловой период - время появления цветковых растений. Всюду зеленели рощи магнолий, буков, дубов. Но травы до сих пор не было.

Фауна

Морская фауна

Главными морскими хищниками были рептилии. В раннем меловом периоде царствовали плиозавры (кронозавр, долихоринхопс). Во времена позднего мела царствовала новая группа ящеров - мозазавры (мозазавр, тилозавр, клидаст). Так же стоит отметить огромную черепаху архелона и длинношеего эласмозавра.

Появились первые морские птицы - пингвиноподобные гесперорнисообразные (гесперорнис, бапторнис) и похожие на чаек ихтиорнисы.

Очень велико было разнообразие морских беспозвоночных. Как и в юрском периоде, были очень распространены аммониты и белемниты, брахиоподы, двустворки и морские ежи. Среди двустворчатых моллюсков большую роль в морских экосистемах играли появившиеся в конце юры рудисты.

К концу мелового периода среди аммонитов появилось очень много гетероморфных. В морях всё ещё попадались ортоцератиты — реликты давно прошедшей палеозойской эры. Небольшие раковины этих прямораковинных головоногих встречаются на Кавказе.

Сухопутная фауна

Меловой период дино
Поражали своим многообразием форм динозавры мелового периода. Это и огромные тераподы (тираннозавр, спинозавр, кархарадонтозавр), и мелкие хищники (микрораптор, велоцираптор, овираптор), и растительноядные тераподы (терезинозавр, инцизивозавр), и быстроногие орнитомимиды (орнитомим, дейнохейр), и огромные титанозауриды (титанозавр, брухакайозавр, аргентинозавр), и гадрозауриды (гадрозавр, паразауролоф, эдмонтозавр, циньтаозавр), и цератопсы (трицератопс, стиракозавр, торозавр, пентацератопс), и пахицефалозауриды (пахицефалозавр, стигимолох), и анкилозавры (анкилозавр, малеев, эуплоцефал). В раннем меловом периоде жили остатки юрских титанов - стегозавры (вуерхозавр), дикреозауриды (амаргозавр, дикреозавр), брахиозауриды (зауропосейдон).

Птерозавры-птеродактилоиды вытеснили своих длиннохвостых собратьев и достигли внушительных размеров (кетцалькоатль, аэротитан, гатцегоптерикс). Из других птерозавров следует отметили птеродаустро, джунгариптера, никтозавра и птеранодона.

Так же появились веерохвостые птицы - конфуциорнис, лонгиптерикс, иберомезорнис.

В реках доминировали гигантские и причудливые крокодилы - саркозух, капрозух, дейнозух.

Появились современные ящерицы и змеи (динилизия). В меловом периоде плацентарные млекопитающие разделились на несколько групп: копытных, насекомоядных, хищников и приматов.

В раннем меле вымерли темноспондильные амфибии, их последний вид - кулазух из Австралии.

Из насекомых преобладали опылители.