Фэндом

Мегапнозавр (лат. Megapnosaurus) или синтарсус (Syntarsus) — динозавр-теропод. Жил на территории современных Аризоны (Северная Америка) и Зимбабве (Африка) в начале юрского периода около 200 млн лет назад.

Описание

Мегапнозавр — типичный ранний теропод длиной более 3 м и массой около 32 кг. По некоторым сведениям у африканского вида Megapnosaurus (Syntarsus) rhoedensis на голове был хохолок из перьев. У американского вида Megapnosaurus (Syntarsus) kayentakatae на голове были два гребня, чем то напоминавших гребни дилофозавра.

Питался мелкими рептилиями и падалью. Останки 30 динозавров африканского вида из Зимбабве говорят о том, что мегапнозавры могли охотиться стаями.

Систематика и название

В 1969 году был назван Раатом, как синтарсус (синтарс). Это название означает «сросшиеся кости лодыжки». Продержалось оно до 2001 года, когда Майкл Иви, Адам Слипински и Пиотр Вегрзинович переименовали синтарса в мегапнозавра («большой бездыханный ящер»), обосновав это тем, что название Syntarsus носит жук. Некоторым такое название не нравится, но оно вернее, так как жук был назван раньше. Но до сих пор в литературе мелькает прежнее название.

Некоторые считают мегапнозавра и целофизиса одним и тем же животным.

Виды

Существует два вида этого динозавра:

  • Megapnosaurus (Syntarsus) rhoedensis — африканский вид, найденный в Зимбабве.
  • Megapnosaurus (Syntarsus) kayentakatae — американский вид, найденный в Аризоне (США).

Существование этих двух видов подтверждает теорию о том, что во времена раннего юрского периода Африка и Северная Америка представляли один материк или часть одного суперконтинента.

В культуре

  • Скульптура американского вида мегапнозавра стоит в Ботаническом саду имени Пауэлла.
  • Стая мегапнозавров (названных синтарсусами) появляется во втором сегменте фильма Discovery «Когда по Америке бродили динозавры», действие которого разворачивается 200 миллионов лет назад. Подчёркивается различие добычи мегапнозавра и целофизиса, наглядно отмечается анатомическое приспособление более позднего динозавра к охоте на крупную добычу. Стая атакует анхизавра, который отбрасывает одного из нападающих в сторону. Остальные продолжают охоту, пока их не отпугивает дилофозавр. Позднее стая возвращается к туше убитого животного.

Галерея

Также на Фэндоме

Случайная вики