ФЭНДОМ

Мегалодон - гигантская акула, обитавшая 28-2,5 млн лет назад.

История находки

Голова мегалодона.gif

Голова мегалодона. Рисунок Нильса Стенсена

До официального описания мегалодона его зубы, называемые "глоссопетрами", принимались за окаменевшие языки змей и драконов. Правильное объяснение предложил в 1667 году датский естествоиспытатель Нильс Стенсен: он узнал в них зубы древних акул. Получило известность сделанное им изображение головы акулы, вооружённой такими зубами. Среди зубов, изображения которых он опубликовал, есть и зубы мегалодона.

В 1835 году швейцарский естествоиспытатель Льюис Агассис, в своей работе по исследованию ископаемых рыб, дал акуле первое научное название - Carcharodon мegalodon. Родовое название происходит от греческих слов karcharos - «зазубренные» и odous - «зуб», видовое название переводится как «огромный зуб». Научное название рода было выбрано Льюисом из-за чрезвычайной схожести с зубами Большой белой акулы, выделенной Эндрю Смитом за два года до этого, в 1833 году, в новый род Carcharodon. [2]

Останки мегалодона представлены ​​в палеонтологической летописи лишь зубами и окаменевшими позвонками. Как и у всех акул скелет мегалодона был сформирован из хряща, а не кости, это означает, что большинство ископаемых образцов практически не сохранилось. Останки, достоверно приписываемые мегалодону находят с раннего миоцена до позднего плиоцена 28-2,5 млн лет назад, его останки были обнаружены во всех частях мира - в Европе, Африке, Северной и Южной Америке, в Пуэрто-Рико, Кубе, Ямайке, Канарских островах, Японии, Мальте, Индии, Австралии и Новой Зеландии. Зуб мегалодона был найден даже в районе Марианской впадины, в Тихом океане. Наиболее распространенные окаменелости мегалодона представлены его зубами и характеризуются следующими особенностями: очень большой размер, V-образная форма, мелкие насечки по периметру зуба. Зубы имеют прочную и устойчивую к нагрузкам конструкцию треугольной формы, достигающие 18 см по его граням и являются самыми большими из всех известных видов акул. Самый большой зуб Meгалодона 19 см (7,48 дюйма) был найден в Перу,
Megalodon toth.jpg

Самый большой зуб мегалодона из Перу - 19 см.

на втором месте зуб, найденный Вито Бертуччи в Южной Каролине и достигающий 18,4 см. Наиболее ярким примером сохранившихся позвонков, является образец раскопанный в 1926 году, в районе Антверпена, Бельгия. Он состоит из около 150 позвонков, диаметром от 5,5 см - 15,5 см (2,2- 6,1 дюйма). Другие образцы были найдены в Дании в 1983 году, они состояли из 20 позвонков, диаметром от 10 см - 23 см (3,9-9,1 дюйма).

Систематика

Evolution megalodon.jpg

Сравнение зубов акул рода Carcharocles

Megalolamna-paradoxodon.jpg

Зубы Megalolamna paradoxodon

Споры о систематическом положении мегалодона продолжаются уже около ста лет. Традиционная точка зрения состоит в том, что мегалодона следует классифицировать в пределах рода Carcharodon из семейства Lamnidae, наряду с большой белой акулой. Основными причинами этого филогенеза являются общее морфологическое сходство зубов на разных стадиях роста у мегалодона и большой белой акулы. Однако, существует точка зрения, что он не был связан с ней родством и в силу накладываемых крупными размерами ограничений, сильно отличался от современных акул в плане поведения. В 1987 году палеоихтиолог Генри Каппетта устанавливает сходство зубов мегалодона с другими вымершими акулами, такими как Carcharocles auriculatus. Согласно этой теории исследователи относят его к роду Carcharocles, который является частью вымершего семейства Otodontidae. В 2016 году эта теория получила новые аргументы. Исследование Кенши Шимады (Kenshu Shimada) описывает зубы новой акулы, названной Megalolamna paradoxodon, которые были найдены в Калифорнии, Северной Каролине, Японии и Перу, охватывая таким образом большинство береговых линий Тихого и Атлантического океанов. Все образцы происходят из прибрежных мелководных отложений средних широт, форма и размер зубов хорошо подходят для захвата и разрезания относительно крупной добычи, например, рыбы средних размеров. На первый взгляд, зубы Megalolamna paradoxodon выглядят как гигантские зубы рода Lamna. Тем не менее, эти ископаемые зубы слишком мощные для Lamna и демонстрируют мозаику стоматологических особенностей, напоминающих род Otodus. Исследователи считают, что этот новый для науки вид относится к семейству Otodontidae и не имеет прямого отношения к Lamna. Поскольку Megalodon и Megalolamna тесно связаны между собой, Шимада с коллегами считает, что на самом деле мегалодон должен рассматриваться в составе рода Otodus и называться Otodus megalodon.

Описание

Оценка размеров

Carcharodon megalodon jaws.jpg

Реконструкция челюсти мегалодона, 1909 год

Ввиду отсутствия хорошо сохранившихся ископаемых останков мегалодона, учёные вынуждены основывать реконструкции и предположения о размере мегалодона, основываясь на сравнении с большой белой акулой. Первую попытку реконструкции челюсти мегалодона в начале 1900-х годов провел Бэшфорд Дин из Американского музея естественной истории. Реконструированная челюсть превысила 3 метра (10 футов), на основании этой реконструкции размер мегалодона достигал более 30 метров (100 футов) в длину. В 1973 году ихтиолог Джон Э. Рэндалл предложил свой метод сравнения размеров большой белой акулы для определения размеров мегалодона, по его оценкам получалось, что мегалодон достигал в длину 13 метров. В 1996 году группа ученых под руководством Майкла Д. Готтфрида пришла к выводу, что мегалодон мог достигать от 16 до 20 метров и весил 47 тонн. В 2002 году исследователь акул Клиффорд Джереми провел новые расчеты, которые показали до 16,5 метров (54 футов). В 2013 году Каталина Пименто с группой исследователей, провели обширный сравнительный анализ зубов мегалодона. По самому крупному образцу зуба была рассчитана максимальная длина мегалодона в 17,9 метров (59 футов), несмотря на это, подавляющее большинство особей составляло около 10 метров (33 футов) в длину.

Сила укуса

Мегалодон и белая акула.jpg

Сравнение размеров мегалодона и большой белой акулы

В 2008 году командой учёных под руководством Стэфена Уро был проведён эксперимент, имевший целью определение силы укуса мегалодона. Согласно его результатам, сила укуса мегалодона могла достигать от 108,5 - 182 кН, значительно больше чем у дунклеостея (7,4 кН), большой белой акулы (18,2 кН) и приближается к силе укуса дейнозуха (более 103 кН), тираннозавра (156 кН) и плиозавра Функе (150 кН). Результаты этого исследования позволили оценить максимальную силу укуса белой акулы в 1,8 тонны (6.4m 3,324kg). Это исследование также дает представление о поведенческой экологии доисторического предка белой акулы (Carcharadon megladon), который на основе этого исследования имел бы силу укуса до 18 тонн и представляет собой максимальную зафиксированную силу укуса, таким образом мегалодон обладал одним из сильнейших укусов, известных науке. По вопросу оценки максимального размера мегалодона в научной среде продолжают идти споры, этот вопрос является крайне противоречивым и трудным. Возможно мегалодон был больше современной китовой акулы, которая достигает 13 метров, но когда гигантские рыбы достигают огромных размеров, их объем увеличивается значительно больше чем площадь жабр и они начинают сталкиваться с проблемами газообмена. В этом случае у них значительно снижается активность и выносливость, резко снижается скорость передвижения и метаболизм. В результате мегалодон будет больше походить на современных китов и кашалотов - гигантских и медлительных исполинов, который сможет охотиться только на таких-же крупных и медленных животных. Возможным фактором вымирания мегалодонов стало появление социальных и более интеллектуальных зубатых китов — предков современных косаток. Из-за своих крупных размеров и медленного метаболизма мегалодоны не могли плавать и маневрировать так-же хорошо, как эти более проворные морские млекопитающие, охотящиеся группами. Дольше всего мегалодоны сохранились в Южном Полушарии. Они охотились на примитивных китов, таких как Цетотерий, которые населяли мелководные и теплые шельфовые моря.
Цетотерий.png

Примитивный усатый кит цетотерий

При похолодании климата в плиоцене, ледники «связали» огромные водные массы и многие шельфовые моря исчезли, карта океанских течений изменилась, океаны стали холоднее. Киты смогли выжить укрывшись в богатых планктоном холодных водах, но для мегалодонов это оказалось смертным приговором.

Образ жизни

Акулы часто используют довольно сложные охотничьи стратегии при преследовании больших животных. Некоторые палеонтологи предполагают, что охотничьи стратегии большой белой акулы могут дать понятие о том, как мегалодон охотился на свою необычно большую добычу (например, китов). Однако ископаемые останки показывают, что мегалодон использовал более эффективные стратегии против большой добычи, чем большая белая акула.

Мегалодон 2.jpg

Нападение мегалодона на стаю кашалотов. Автор: Керем Бейит

Результаты исследований палеонтологов показывают, что способы атаки могли отличаться в зависимости от размера добычи. Ископаемые останки мелких китообразных указывают, что они подверглись огромной силы тарану, после чего неминуемо погибали. Один из объектов исследования — останки 9-метрового ископаемого усатого кита периода миоцена, дали возможность количественно проанализировать атакующее поведение мегалодона. Хищник в основном атаковал твёрдые костные участки тела жертвы (плечи, ласты, грудную клетку, верхнюю часть позвоночника), которых большие белые акулы обычно избегают. Доктор Бреттон Кент предположил, что мегалодон пытался сломать кости или повредить жизненно важные органы (например, сердце и лёгкие), заключённые в грудную клетку добычи. Атака на эти жизненно важные органы обездвиживала добычу, которая быстро умирала из-за серьёзных внутренних травм. Эти исследования также показывают, почему мегалодону были необходимы более прочные зубы, чем большой белой акуле.

В период плиоцена появились более крупные и развитые китообразные. Мегалодоны видоизменили свои атакующие стратегии, чтобы справиться с этими более крупными животными. Было найдено большое количество окаменелых костей ласт и хвостовых позвонков крупных китов плиоценового периода, имевших следы укусов, возможно оставленных мегалодоном. Эти палеонтологические данные свидетельствуют о том, что мегалодон сперва пытался обездвижить свою добычу, а потом наносил смертельный удар.

Исследования 2014 года

В 2014 году доктор Кристофер Клементс из университета Цюриха и Каталина Пимиенто из Флоридского университета решили внести ясность в споры о выживании мегалодона и провели исследование, использая один из методов математической симуляции, именуемый "оптимальное линейное оценивание" (Optimal Linear Estimation (OLE). Надо сказать, что до них эта методика лишь единожды применялась в отношении вымерших объектов, да и тогда речь шла всего лишь о вымершем в историческое время дронте. Отобрав в разных коллекциях 42 ископаемых зуба мегалодона, ученые построили свыше 10 тысяч цифровых моделей, предсказывающих время исчезновения гигантских акул.

Left pointing double angle quotation mark sh4.svg.png Мы получили 10 тысяч оценок примерного времени вымирания, а затем рассмотрели их распределение по прошлому. На этом основании можно вычислить момент времени, в который животное уже точно считается вымершим. Right pointing double angle quotation mark sh4.svg.png
Кристофер Клементс

Большинство моделей указало на точку в 2,6 млн лет назад. Косвенным подтверждением истинности этой даты является то обстоятельство, что именно с тех пор известные науке усатые киты окончательно определились со своей пищевой стратегией планктонных фильтраторов и начали быстро увеличиваться в размерах. Скорее всего, полагают исследователи, именно вымирание кархародонов позволило сформироваться хорошо знакомым нам сегодня синим и гренландским китам, а также их многочисленным родственникам.

Стоит, однако, отметить, что шесть из 10 000 математических оценок оказались за линией современности. Иными словами, шесть моделей вымирания Carcharocles megalodon предполагают, что этот вид существует и в наше время. По мнению палеонтологов, это слишком незначительная вероятность для того, чтобы воспринимать ее всерьез.[3]

В культуре

Галлерея

Источики

  1. Fossilworks: Carcharocles megalodon
  2. Web Archiv
  3. Киты доказали вымирание мегалодонов - PaleoNews

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики