ФЭНДОМ

Майазавр — растительноядный динозавр из Северной Америки, обитал в меловом периоде 77-76 млн лет назад.

История находки

Ископаемые останки этого гадрозавра получили известность благодаря обнаружению многочисленных гнездовых кладок в формации Ту Мэдисон в штате Монтана, совершённому в 1978 году Джоном Хорнером, Робертом Макелой и членами полевой бригады из Принстонского университета. Это открытие привлекло внимание ученых, предоставляя первое доказательство того, что по крайней мере некоторые динозавры создавали так называемые колонии, в которых вылуплялись новорожденные птенцы, под опекой более взрослых особей. Десятилетий сбор окаменелостей охватывает, по меньшей мере, два километра и содержит тысячи отрытых элементов костей и скорлупы динозавров, принадлежащих как молодым особям около 3 метров в длину, так и зрелым особям длиной 7-9 метров.

Maiasaura fossil

череп Maiasaura peeblesorum

Первый череп, образец PU 22405, находящийся теперь в коллекции Музея естественной истории Пибоди, Йельского университета под номером YPM PU 22405, после передачи коллекций из Принстонского университета, был обнаружен Лори Трекслером в 1979 году и описан палеонтологами Джеком Хорнером и Робертом Макелой как голотип нового вида, которого они описали под названием Maiasaura peeblesorum. Родовое название относится к «богине Майе» - мифологической богине матери.

Maiasaura skull

Maiasaura peeblesorum (образец ROM 44770)

Позже, на территории палеонтологического участка проводили раскопки полевые команды из Музея Скалистых Гор (MOR) и Королевского музея Онтарио (ROM). В 1994 году палеонтолог Дэйв Трекслер описал новый экземпляр майазавра, основанный на скелете и черепе (образец ROM 44770). Новый череп майазавра был найден в той-же формации Ту Мэдисон и показал близкие черты с брахилофозавром. (Brachylophosaurus).

Описание

Maiasaura

Реконструкция скелета

Майазавры достигали около 7-9 метров в длину.[2] Они имели плоский клюв, типичный для гадрозавров и толстые носы. Исследования показывают, что молодые подростки в возрасте до четырех лет ходили в основном в двуногом положении, а с набором массы, переключались на четвероногих стиль ходьбы. Майазавры жили в стадах и откладывали яйца в гнездовых колониях. Гнезда в колонии были расположены близко друг к другу, как у современных морских птиц, с разрывом между гнездами около 7 метров (23 футов), это меньше, чем длина взрослого животного. Гнезда были выроты в земле и содержали от 30 до 40 яиц, отложенных в форме круга или спирали и были размером со страусиные яйца. Окаменелости новорожденных показывают, что птенцы были размером от 16 до 58 дюймов (от 41 до 147 см) в длину в течении первого года жизни.
Maiasaura-size
Расчеты показывают, что молодые птенцы майазавра росли очень высокими темпами. Период гнездования длился от одного до двух месяцев, несовершеннолетние достигали размера около 3,5 метра через один-два года и достигали размеров взрослых особей через шесть-восемь лет.

Источники

  1. Принстонский справочник динозавров, 2-е издание, 2016 год.
  2. http://www.wikiwand.com/en/Maiasaura

Галерея