ФЭНДОМ

Целофизис - мелкий двуногий хищный динозавр, был быстрым и подвижным бегуном. Обитал на территории Северной Америки в конце триаса, 203-196 млн лет назад.

История находки

Первые останки этих динозавров были найдены в 1881 году на северо-западе Нью-Мексико Девидом Болдуином, коллекционером ископаемых окаменелостей, работающим на Эдварда Коупа. В 1887 году Коуп отнес эти останки к роду Coelurus bauri, потом классифицировал как Tanystrophaeus, а в 1889 году выделил в свой собственный род Coelophysis bauri - «полая форма», название указывает на пустотелые позвонки.

Coelophysis fossil 01
В 1947 году целое кладбище из целофисов этого вида было обнаружено Джорджом Уитакером, ассистентом Эдвина Кольберта, на Ранчо Призраков в Нью-Мехико. Палеонтолог Эдвин Колберт из Американского музея естественной истории провел тщательные исследование всех окаменелостей на раскопках, обнаруженные образцы были очень многочисленны, в том числе было много хорошо сохранившихся и полностью сочлененных скелетов. Обнаружение в карьере останков сотен особей заставило ученых предположить, что это были стайные животные,
Coelophysis fossil 02

скелет Coelophysis bauri

но более поздние исследования предполагают массовую гибель в результате наводнения или-же наоборот, продолжительного засушливого периода.

Похожие останки были обнаружены в Зимбабве, Африка и описаны Мишелем Раатом в 1969 году как Syntarsus rhodesiensis. В 1977 году был описан образец (QG 165) включающий череп ювенильной особи, найденный в 1972 году в районе реки Читаки (Chitaki River), в настоящее время он находится в коллекции Музея естественной истории Зимбабве. Всего в Южной Африке в 1963, 1968 и 1972 годах были найдены частичные останки 26 особей, датированных отложениями песчаника возрастом 201-199 млн л.н, дополнительный материал был обнаружен в 1985 году. На основании этого материала в 1988 году Грегори Пол предположил, что Syntarsus является младшим синонимом рода Coelophysis.

Coelophysis fossil 05

Syntarsus kayentakatae (голотип MNA V2623), Музей Северной Аризоны.

В 1977 году был обнаружен новый материал в формации Кайента, штат Аризона, США и был описан Роувом в 1989 году как Syntarsus kayentakatae. Образцы состояли из фрагментарных останков 15 особей, собранных в нескольких местах, в породах 196 млн давности.

В 2001 году американским энтомологом доктором Майклом Иви, из Государственнлго университета Монтаны имени Бозмана, доктором Адамом Слипински и доктором Пиотром Вегрзиновичем, было установлено, что родовое название Syntarsus уже используется для обозначения рода жуков с 1869 года и название рода было заменено на Megapnosaurus rhodesiensis и Megapnosaurus kayentakatae соответственно. Более поздние публикации признают род Megapnosaurus (Syntarsus) идентичным роду Coelophysis.

Описание

Coelophysis-size
Coelophysis fossil 03
Целофис достигал 3 метров (9,8 футов) в длину, чуть больше метра в высоту и весил 15-20 кг.[2] У целофиса была длинная узкая голова (примерно 270 мм) с большими глазами, обеспечивающими ему стереоскопическое зрение и как следствие превосходное восприятия глубины. В 2004 году Райнхарт описал полное склеротическое кольцо найденое для несовершеннолетних целофисов (образец NMMNH P-4200) и сравнил его с данными о склеротических колец рептилий и птиц и пришел к выводу, что целофисы могли круглосуточно визуально ориентироваться на местности. Исследование показало, что его видение превосходит видение большинства ящериц, и более походит на современных хищных птиц таких как орлы и ястребы. Вытянутый череп содержит крупные отверстия. Узкие челюсти прекрасно подходят для ловли юрких животных. Туловище целофизиса соответствует остальным частям и выглядит весьма облегчённым. И здесь, в области груди обнаруживается интереснейшая деталь, так называемая вилочка. Эта кость, обычная для птиц (наверняка вы видели обыкновенные куриные вилочки), встречается и у ряда динозавров. Целофизис – первый динозавр, у которого она появилась и была обнаружена. Несмотря на то, что он был ранним динозавром, его форма тела серьёзно продвинулась вперёд, по сравнению с эораптором и герреразавром. Целофизисы были стайными животными, благодаря чему они могли убивать добычу крупнее себя размерами, например дицинодонтов. Было высказано предположение, что целофис был каннибалом, на основе предполагаемых несовершеннолетних образцов, найденных в брюшной полости некоторых образцов с Ранчо Призраков. В 2002 году Роб Гай объявил что эти образцы были неверно истолкованы. Несколько экземпляров "несовершеннолетних целофисов" на самом деле были небольшие рептилии такие как Hesperosuchus.
Coelophysis fossil 04
Позиции Гая была оказана поддержка в исследовании 2006 года, однако в 2009 году пришли новые доказательства каннибализма, когда дополнительная препарация ранее раскопанных экземпляров показал внутри брюшной полости целофиса (образца NMMNH P-44551) зуб и фрагменты челюстной кости "морфологически идентичных" несовершеннолетних целофисов.

Виды и синонимы

  • Coelophysis bauri (Cope, 1889) - основной вид, описанный по множеству образцов.

Синонимы:

  • Coelurus bauri и Coelurus longicollis (Cope, 1887)
  • Podokesaurus (Talbot, 1911)
  • Longosaurus (Welles, 1984)
  • Syntarsus rhodesiensis (Raath, 1969) - переименован в Coelophysis rhodesiensis.
  • Syntarsus kayentakatae (Rowe, 1989) - переименован в Coelophysis kayentakatae.
  • Rioarribasaurus (Hunt & Lucas 1991) -
  • Megapnosaurus (Ivie, Slipinski & Wegrzynowicz, 2001)
  • Eucoelophysis (Sullivan & Lucas, 1999) - с 2006 года относится к роду Silesaurus.

В культуре

  • Целофизису посвящён первый сегмент фильма Discovery "Когда по Америке бродили динозавры". Действие сегмента происходит 220 миллионов лет назад у пресноводных озёр, расположенных на территории современного Нью-Йорка. На водопое динозавр подвергается атаке рутиодона, но успевает уклониться от неё. Позже сам целофизис безуспешно пытается поймать икарозавра, а затем натыкается на траверсодона и десматозуха. Наконец, хищнику удаётся поймать саранчу, используя свою скорость и подвижность, при этом зрителю демонстрируются особенности анатомии динозавра, сделавшие подобное поведение возможным.
  • Целофизисы появляются в самом конце научно-популярного фильма "Прогулки с монстрами. Жизнь до динозавров".
  • Целофизисы появляются в первой серии научно-популярного сериала "Прогулки с динозаврами", где они охотятся на плацериасов и питаются телом раненного постозуха, а в жаркий сезон едят своих детёнышей (см. предыдущий раздел). Под конец серии они вынуждены отсупить перед стадом платеозавров.
  • Три целофизиса появляются в фильме "Чудо-юдо динозавры", а ещё один присутствует на древе динозавров.
  • Так же они появляются в наборах конструктора лего, лего Dino.

Источники

  1. Принстонский справочник динозавров, 2-е издание, 2016 год.
  2. http://www.wikiwand.com/en/Coelophysis

Галерея