ФЭНДОМ

Ловушка для динозавров
Ловушка для динозавров
Dino Death Trap
Жанр Документальный
Государство США США
Основная информация
Продюсер Дженни Кубо, Фрэнч Хорвитц
Число серий 1
На экранах с 2007
Телеканал National Geographic Channel
5 канал Петербург логотип (Россия)
Дополнительная информация
Локации Джунгарский бассейн, Пекин
Животные Гуаньлун, иньлун, джунгарзух, маменхизавр, млекопитающие, орнитопод, стегозаурид, тираннозавр, целофизис, трицератопс

Ловушка для динозавров (англ. Dino Death Trap, в другом переводе Западня для динозавров) - документальный фильм Национального Географического Общества (National Geographic), вышедший в 2007 году. На российском телевидении был впервые показан 5 каналом в 2009 году.

Сюжет

В Китае были найдены окаменелости нескольких динозавров, расположенные друг под другом, при этом среди них есть и новый вид. Пустыня Гоби - настоящий Клондайк для охотников за костями динозавров, датируемых на 100 миллионов лет раньше, чем период существования тираннозавра. Доктора Сюй Син и Джеймс Кларк возглавляют поиски.

Dino Death Trap Missing Part of Jurassic

Пробел в находках юрского периода

Первые динозавры, такие как целофизис, появились в триасовом периоде и были размером с индейку, к юрскому они достигли огромных размеров, в меловом появились тираннозавр и трицератопс. Однако динозавров середины юрского периода долго не могли изучить, останков этого времени находили очень мало.

С начала раскопок в Гоби в 2001 году было найдено несколько новых видов, в основном хищников. Также были найдены ямы, в которых лежали останки нескольких динозавров. Находки отправили в лабораторию в Пекине. Главной загадкой оставалось попадание животных в ямы и причина их гибели. Всего было найдено 400 особей, принадлежавших примерно к 40 видам. Первая найденная яма была примерно метровой ширины и такой же глубины, всего таких формирований обнаружено три.

Dino Death Trap Guanlung Fossil

Самый крупный хищник достигает 3 метров в длину, а весит около 75 килограммов, на его голове расположен гребень. Этого динозавра назвали гуаньлун, что на китайском означает "коронованный дракон". У него шея в форме буквы S, лапы с тремя когтями и зубы, напоминающие зубы тираннозавра. Под окаменелостями гуаньлуна лежат ещё несколько динозавров. Изначально учёные думали, что собирают останки одного динозавра, но глубже нашлись останки другого вида.

Останки показывают, что гуаньлун погиб после ожесточённой борьбы. Одному из динозавров, вероятно, перекусили шею. Ранее нескольких динозавров погибших из-за засухи находили в одном месте, но их тела были смыты наводнением. Эти же динозавры различных видов попали в яму одновременно, но не были одной стаей. Вокруг были обнаружены следы вулканического пепла.

Dino Death Trap Inglong

Иньлун

Для разгадки тайны животным сначала пришлось классифицировать каждое животное. Череп гуаньлуна сравнивается с черепами других динозавров. Также помогает в исследовании большой выступ его тазовой кости. По этим признакам рептилию отнесли к тираннозаврам, что делает его самым ранним их представителем. Помимо него есть и другие виды динозавров, найденных там же. Встречаются ранние орнитоподы, а также примитивный цератопс иньлун, также самый ранний. Не исключено, что иньлун часто становился добычей гуаньлуна. Также найден стегозаврид с торчащими по бокам шипами. Неподалёку также были найдены останки маменчизавра, который, вероятно, был слишком велик для гуаньлуна. Ещё одним найденным существом оказался джунгарзух.

Dino Death Trap Mamenchisaurus

Маменчизавр

Для лучшего понимания жизни животных учёные создают их трёхмерные модели и исследуют передвижение современных животных. У гуаньлуна длинные руки с когтями, которые явно использовались во время охоты. Получается, что постепенно тираннозавры переставали пользоваться передними конечностями, а больше полагались на задние лапы и голову. Самой большой загадкой животного оказался гребень. Он был слишком хрупким для нанесения ударов, поэтому решили, что он использовался для поиска особей своего вида.

Гуаньлун

Гуаньлун

Считается, что начало массового роста динозавров началось в середине юрского периода. Есть гипотеза, что множество видов погибло во время какой-то катастрофы, и выжившие выросли из-за отсутствия конкуренции. Исследования показывают, что в это время произошло мощное извержение вулкана, но ничто не говорит о его связи с эволюцией динозавров. Другие считают, что причина в смягчении климата из-за движения материков или связанной с ним же изоляции животных.

Травоядные могли стать крупнее, чтобы быстрее передвигаться к местам кормления и тратить на это меньше энергии, либо же из-за необходимости переваривать твёрдую пищу. Юрские растения были твёрже современных, поэтому для их переваривания требовалось большое тело. Размеры также могли спасать от хищников. А у более крупных хищников была выше сила укуса. При этом стоит заметить, что динозавры, млекопитающие и крокодилы произошли от очень маленьких существ, а потом стали крупнее. Джунгарзух имел длину всего около метра, но саркозух был в 12 раз длиннее и охотился на динозавров. Сравнение поперечного среза костей гуаньлуна и тираннозавра показывает, что первый набирал примерно 50 граммов в день, а второй - 2,5 килограмма. Вероятно, по мере увеличения травоядных росли и охотившиеся на них динозавры.

Dino Death Trap Guanlongs in the Pit

Гуаньлуны нападают на увязшее животное

Скелеты динозавров из ям выглядят так, будто на них наступили, а пепел вокруг них - явно вулканического происхождения. Помимо вулканов на этой территории обнаружены следы гигантских болот, при попадании в которые стекла получалось нечто вроде зыбучих песков. Учёные соорудили модель, изображавшую животное в 57 килограммов и поместили в специально приготовленную смесь. Вытащить лапу из раствора оказалось бы непосильной задачей для животного. Таким образом, была найдена ловушка для хищников - плотоядные нападали на увязших животных и погибали сами.

Учёные решили, что сначала произошло извержение, которое осыпало пеплом болота. В эти ловушки попали динозавры, что привлекло гуаньлунов, которые также увязли. Более крупный гуаньлун атакует мелкого, после чего сам утопает.

Интересные факты

  • Некоторые кадры фильма используются в других документальных фильмах NatGeo, таких как "Летающие чудовища".

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики