ФЭНДОМ

Ксифактин (также ксифактинус) — самая крупная рыба позднего мелового периода, жившая в морях США и Европы 87-65 млн.

Внешний вид

Ксифактин достигал длины до 6 метров, формой тела напоминавшая по очертаниям современных тарпонов. Имел сплюснутую морду, за что и получил прозвище "рыба-бульдог". Отличительная черта - огромная пасть и острые зубы.

Плавники длинные, узкие. Грудные плавники несут мощный эмалевый шип по переднему краю. Длина этого шипа доходила до 1 метра. Старые авторы считали, что рыба могла использовать его как оружие. Тело было покрыто довольно крупной чешуей.

Горе от обжорства

Причина смерти многих ксифактинов - обжорство.

Знаменитая «рыба в рыбе» — скелет ксифактина длиной более 4 метров, внутри которого находится скелет другого ихтиодектида гелигуса. Скелет выставлен в музее Штернберга в Канзасе. Эта уникальная находка была сделана Дж. Штернбергом в 1952 году в Смоки-Хилл, в Канзасе. Судя по всему, хищник проглотил свою жертву целиком и практически сразу погиб.

Так же в жулудках этих рыб находили и крупных акул.

Но в тоже время его поедали акулы и мозазавриды.

Размножение

О размножении ксифактинов ничего неизвестно. Самый маленький экземпляр достигал длины в 30 см.

История изучения

Вид Xiphactinus audax назван Джозефом Лейди в 1870 году на основании фрагмента шипа грудного плавника, обнаруженного в меловых отложениях Канзаса. Следует отметить, что зубы этой рыбы Лейди ранее описал (из мела Нью-Джерси) как зубы морских рептилий.

В 1872 году Э. Д. Коуп на основании более полных остатков (включая череп) описал из меловых отложений Канзаса рыбу Portheus molossus. Позже оказалось, что это синоним ксифактина. Название «портеус» до сих пор используется в старой литературе.

В 2003 году остатки, вероятно, нового вида ксифактина обнаружены в Чехии. Есть упоминания о находках в Ирландии, Австралии и Поволжье.

Фильмография

Ксифактин появляется в некоторых документальных фильмах:

  • Прогулки с морскими чудовищами
  • Морские чудовища — доисторическое приключение
  • Доисторические убийцы

Галерея

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики