ФЭНДОМ

Кронозавр — крупный плиозавр из океанов южных широт, обитал в меловом периоде 125-99 млн лет назад.

История изучения

В 1899 году Эндрю Кромби обнаружили обломок челюсти, содержащий шесть конических зубов и отнес ископаемые в Квинслендский музей. В 1924 году Хэбер Лонгман описал образец как Kronosaurus queenslandicus, название дано в честь греческого мифологического существа «Кроноса», который пожирал своих собственных детей. В 1929 году, в том-же месте оригинальной находки Кромби, были обнаружены дополнительные кости.

В 1931 году местный житель Ральф Томас обнаружил окаменевшие кости недалеко от Хьюэндена, в центральной части штата Квинсленд (Австралия). В 1932 году, палеонтологи из Гарвардского университета, во главе с Уильямом Шэвилл, приступили к раскопкам горных пород, из известковых конкреций, которые содержали кости скелета кронозавра, первого из когда-либо обнаруженных. Для извлечения глыб с окаменелостями, был использован динамит, после они были отправлены обратно в Гарвард. В конце года, для дальнейшего изучения и обработки материала, образец был отправлен в США, но из-за бюджетных ограничений, восстановление скелета растянулось на 27 лет. Восстановленный и смонтированный скелет (образец MCZ 1285), был показан в Гарварде, в Музее сравнительной зоологии в 1959 году. Реконструкцией скелета руководил палеонтолог Альфред Ромер, скелет был собран из композитных материалов, с пропорциями из доступных оригинальных костей. В итоге получился 12,8 метровый плиозавр, с черепом 2,7 м, неуклюжим длинным телом и довольно короткими ластами. Последующее изучение гарвардского образца и обнаруженных в последние годы близкородственных видов,
Reconstruction konosaurus 1959 Romer

Реконструкция Клинслендского кронозавра, 1959 год

показало, что истинная длина тела кронозавра не превышала 10 метров, а череп был около 2,4 метра в длину.

Kronosaurus boyacensis fossil (2)
В 1977 году колумбийский крестьянин, во время работы в поле, обнаружил огромные камни, которые впоследствии были признаны в качестве окаменелостей. Дальнейшие раскопки, позволили извлечь почти полный, скелет кронозавра, один из наиболее хорошо сохранившихся образцов окаменелостей из Колумбии. В 1992 году Оливер Хампе описал образец как второй вид кронозавра Kronosaurus boyacensis. В 5 км от города Вилья де Лейва, на месте обнаружения окаменелостей, был построен музей, где ископаемый скелет представлен на экспозиции, у образца отсутствует хвост, фактическая длина экземпляра составляет 7,04 метра. Длина черепа достигала 2,36 метра.

Описание

Kronosaurus-skeleton
По оценкам 2009 года, кронозавр достигал 9-10,5 метров (30-34 футов) в длину и весил до 11 тонн. Как и другие плиозавры, кронозавр был морской рептилией, он имел удлиненную голову, короткую шею, приземистое тело с четырьмя крупными плавниками и относительно короткий хвост. Задние ласты, в отличие от других плиозавров, были больше передних. Кронозавр был плотоядным и имел много длинных, конических зубов, длинной от 7 до 30 см, с 12 см коронкой. Тем не менее, они не имеют режущие кромки и отчетливые три грани, как плиозавр или лиоплевродон. Сочетание большого размера, конической формы и отсутствие режущих кромок позволяет легко идентифицировать зубы кронозавра, в меловых отложениях Австралии. Другая особенность состоит в том, что первые три верхнечелюстных зуба были увеличены до клыков. К. queenslandicus имел четыре пары предчелюстных зубов. Первые три пары зубов, в его верхней челюсти, имели крупные клыкообразные зубы, в нижней челюсти есть аналогичные три пары больших клыкообразный зубов, которые при смыкании придавали им крокодилоподобный вид. Важной особенностью было отсутствие пятой пары предчелюстных зубов, которые присутствуют у ряда других плиозавров. Оливер Хамп, в своем описании К. boyacensis, описал его, как имеющий пять пар предчелюстных зубов. В 2009 году Колин Ричард и МакГенри отметили, что если это подтвердится, то целесообразно поместить К. boyacensis в другой род.

Интересные факты

  • Скелет на выставке в Музее сравнительной зоологии (MCZ) получил прозвище "Plasterosaurus", что можно перевести как «пластмассозавр», из-за огромного количества композитных заменителей, использованных в реконструкции.

Источники

  1. http://www.wikiwand.com/en/Kronosaurus