ФЭНДОМ

Кретоксирина - акула из США, Поволжья (Россия), Казахстана , возможно, Западной Европы и Центральной Азии.

Крупные акулы, до 6—7 метров длиной. По очертаниям тела напоминают современных белых акул и акул-мако (тахипелагические охотники за крупной добычей). Зубы внешне сходны с зубами акул-мако. Однако строение эмали зубов отличается от такового у современных родов, эмаль гораздо толще, сами зубы шире. Длина зубов до 5 см. Корни задних зубов широко расставлены, расстояние между ветвями в несколько раз превышает высоту коронки. Боковые зубчики на передних зубах могут отсутствовать. Зубы уменьшаются кзади, всего в челюстях около 80 зубов.

Род выделен советским палеонтологом Л. С. Гликманом в 1958 году. Наиболее известен американский вид C. mantelli, описанный по нескольким довольно полным скелетам. Самые полные остатки происходят из отложений Канзасского мелового моря, возрастом 100—90 миллионов лет (сеноман-сантон).

Отмечено увеличение размера зубов этого вида от более древних канзасских фаун к более молодым. Несомненно, эта акула была охотником за крупной добычей. Известны следы зубов кретоксирины (и сами зубы, воткнувшиеся в кость) на костях мозазавров, плезиозавров, ксифактинов. Впрочем, акулы могли питаться в основном трупами морских ящеров, а не живыми особями. Находили также следы от акульих зубов на костях гадрозавров из среднего мела Канзаса (трупы динозавров попадали в море и поедались акулами). Более обычной их пищей были многочисленные костные рыбы и мелкие акулы. Вместе с остатками скелетов кретоксирин найдены остатки полупереваренных костей крупных костных рыб и мелких мозазавров. По образу жизни кретоксирина походила на современную белую акулу. М. Эверхарт назвал эту акулу «Акулой Гинсу», в честь знаменитой в США марки ножей.

Зубы кретоксирин известны и из мела бывшего СССР — в Поволжье, Казахстане (Мангышлак). Это виды C. sulukapensis, C. vraconensis, С. denticulatus, а также описанная выше C. mantelli. Зубы этого рода описаны также из мела Западной Европы и, возможно, эоцена Центральной Азии. Возможно, к этому роду относятся и некоторые представители из более ранних отложений.

Рыба показана в фильме «Морские чудовища: Доисторическое приключение» 2008 года.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики