ФЭНДОМ

Кретоксирина — акула из США, Поволжья (Россия), Казахстана, возможно, Западной Европы и Центральной Азии.

Описание и открытие

Крупные акулы, до 6—7 метров длиной. По очертаниям тела напоминают современных белых акул и акул-мако (тахипелагические охотники за крупной добычей). Зубы внешне сходны с зубами акул-мако. Однако строение эмали зубов отличается от такового у современных родов, эмаль гораздо толще, сами зубы шире. Длина зубов до 5 см. Корни задних зубов широко расставлены, расстояние между ветвями в несколько раз превышает высоту коронки. Боковые зубчики на передних зубах могут отсутствовать. Зубы уменьшаются к своду челюстей, всего у акулы было около 80 зубов.

Род выделен советским палеонтологом Л. С. Гликманом в 1958 году. Наиболее известен американский вид C. mantelli, описанный по нескольким довольно полным скелетам. Самые полные остатки происходят из отложений Канзасского мелового моря, возрастом 100—90 миллионов лет (сеноман-сантон).

До появления специализированных форм мозазавров, таких как тилозавр, кретоксирина, вероятно, была одним из доминирующих водных хищников в период после вымирания крупных плиозавров.

Прочные, но гладкие зубы кретоксирин едва ли позволяли им убивать и разделывать относительно крупных животных эффективнее, чем это делают современные акулы-мако. Это говорит о том, что в первую очередь кретоксирины были ихтиофагами и обычно проглатывали свою жертву целиком. Обычной пищей для этих акул были многочисленные костные рыбы, вплоть до небольших ксифактинов, а также меньшие акулы. М. Эверхарт назвал эту акулу «Акулой Гинсу», в честь знаменитой в США марки ножей.

Однако, также известны следы от зубов кретоксирин (и сами зубы, воткнувшиеся в кость) на костях мелких мозазавров, на панцирях морских черепах и, возможно, на плавнике 6-метрового подростка эласмозавра. Вместе с остатками скелетов кретоксирин также бывали найдены остатки полупереваренных костей этих животных. Поэтому кажется весьма вероятным, что эти акулы, также как и скваликораксы, часто питались трупами морских ящеров[4]. Косвенно тягу кретоксирин к поеданию падали также подтверждают следы от акульих зубов на костях гадрозавров из среднего мела Канзаса (трупы динозавров попадали в море и поедались акулами).

Не смотря на это, известно два случае обнаружения позвонков некрупных мозазавров, имеющих на себе следы от укусов кретоксирин со следами заживления. Одна из этих находок может говорить о том, что при большой разнице в размерах кретоксирины все таки могли атаковать морских рептилий, также как акулы мако порой атакуют небольших морских млекопитающих. В то время как другая скорее демонстрирует травму, полученную мозазавром при нападении на кретоксирину (кусающая акула была около 3 метров в длину, а платекрап или молодой тилозавр - около 6 метров) и самообороне последней, либо случайный укус акулы при совместном с морским ящером кормлении.

Сами кретоксирины, возможно, иногда становились жертвой больших и средних по размерам мозазавров, а факт их вымирания часто объясняется рассветом этих морских рептилий, пришедших на смену вымершим ихтиозаврам и плиозаврам.

Зубы кретоксирин известны и из мела бывшего СССР — в Поволжье, Казахстане (Мангышлак). Это виды C. sulukapensis, C. vraconensis, С. denticulatus, а также описанная выше C. mantelli. Зубы этого рода описаны также из мела Западной Европы и, возможно, эоцена Центральной Азии. Возможно, к этому роду относятся и некоторые представители из более ранних отложений.

Рыба показана в фильме «Морские чудовища: Доисторическое приключение» 2008 года.

Галерея