ФЭНДОМ

Конкавенатор — горбатый ящер из Испании, родственник акрокантозавра, живший в раннем меловом периоде 130-125 млн л.н.

История находки

Concavenator fossils 01
Окаменелости из практически полного скелета были найдены в 2003 году, недалеко от города Куэнка, Испания. Экземпляр был описан в сентябре 2010 года палеонтологами Жозе Санз, Франциско Ортега и Фернандо Эскасо из Национального университета Мадрида, как Concavenator corcovatus - «охотник из Куэнки».

Описание

Конкавенатор был среднего размера, примерно 6 метров (20 футов) в длину,[2] динозавр кархародонтозаврид, обладающий несколькими уникальными особенностями. Два чрезвычайно высоких позвонка впереди бедра формировали высокий, но узкий и острый гребень (возможно поддерживали горб) на спине динозавра.
Concavenator fossils 02
Функция таких гребней в настоящее время неизвестно. Кроме того, передняя конечность сохранила свидетельства того, что может быть гомологичными структурами - анатомическая особенность, известная только у животных с большим колличеством перьев на передних конечностях. Характерной особенностью данного динозавра является наличие «горба» на спине, образующегося увеличением верхней дуги одиннадцатого и двенадцатого позвонков, но определить, какие функции выполнял образующийся «горб», ученые пока не могут.
Concavenator skeleton
Помимо этого, новая находка пролила свет на родство птиц с динозаврами. У скелета конковенатора, в костях предплечий были обнаружены небольшие шишки, сходные с присоединительными местами перьев, которые характерны для птиц и других крылатых тероподов, таких как велоцираптор. Такие образования также известны у целурозавров («оперёных») и птицетазовых динозавров, таких как тяньюйлун и пситтакозавр. Возможно, что шишки у птицетазовых динозавров являются неким подобием перьев у птиц. До обнаружения Конкавенатора ни у одного представителя аллозаврид следов перьев (или чего-нибудь подобного) ранее не находили, в то время как у параллельной эволюционной ветви — целурозавров — они имеются. Если шишки птицетазовых динозавров не связаны с перьями, присутствие этих структур у Конкавенатора показало бы, что перья начали появляться на более ранних этапах эволюции и у более примитивных форм, чем целурозавры.
Конкавенатор-0

Автор: Camila Alli Chair

Это говорит о том что ранние зачатки перьев могли появиться уже у представителей клады неотетанур, что отодвигает возможный момент возникновения перьев в середину юрского периода, к отметке возраста в 175—161 млн лет.

Источники

  1. Принстонский справочник динозавров, 2-е издание, 2016 год.
  2. http://www.wikiwand.com/en/Concavenator

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики