ФЭНДОМ

Карнотавр — хищный динозавр из Аргентины, живший в эпоху мелового периода 72-70 млн л.н.

История находки

Carnotaurus

Carnotaurus sastrei (голотип MACN-CH 894)

Окаменевший скелет был обнаружен в 1984 году экспедицией под руководством аргентинского палеонтолога Жозе Бонапарте, в позднемеловых отложениях провинции Чубут, Аргентина. Это была восьмая по счету экспедиция, в рамках проекта под названием «наземные позвоночные Южной Америки юрского и мелового периода», которая началась в 1976 году и была организована Национальным географическим обществом, в результате было сделано множество интересных находок, в том числе обнаружение останков амаргазавра. Скелет хищного ящера (образец MACN-CH 894) довольно хорошо сохранился, не хватало только задней части хвоста, которые разрушились в результате выветривания задолго до обнаружения этой находки.
Carnotaurus fossil
Скелет принадлежал взрослой особи, скелет был найден лежащим на правой стороне, с шеей согнутой над спиной. В 1985 году эта находка была описана Жозе Бонапарте под видом Carnotaurus sastrei — «хищный бык».

Описание

Carnotaurus-size
В 1990 году аргентинские палеонтологи Жозе Банапарте, Фернандо Новас и Рудольфо Кориа оценили размер карнотавра в 8-9 м (26-30 футов) в длину и весом в 1,3 тонны. В 2016 году палеонтологи Рафаэль Дэлькорт и Оливер Нэльсон провели аллометрическое исследование размеров абелизавров, в котором его длина была определена в 7.8 метра (25.6 футов).[2] Череп карнотавра был короткий и высокий, достигал в длину 596 мм. Как и у других абелизаврид, кости черепа, были покрыты многочисленными впадинами и бугорками, которые при жизни, вероятно были покрыты кератином. Над глазами имелись большие выросты лобной кости, длинной до 15 см, похожие на рога. Зубы были мелкие и тонкие. Имел самые маленькие передние конечности среди динозавров (пропорционально даже меньше чем у тираннозавра) с четырьмя пальцами, тогда как у большинства других теропод было три пальца на передних конечностях.

Карнотавр - это первый хищный динозавр с достоверными отпечатками кожи. Эти отпечатки были найдены под правой стороной скелета и исходят из разных частей тела, включая нижнюю челюсть. Начинаясь от нижней челюсти и шеи они плавно переходят к грудной клетке.
Carnotaurus head
Carnotaurus skull

Самый большой отпечаток кожи располагается в передней части хвоста и представляет из себя мозаичную текстуру покрытую мелкими линиями и канавками вперемешку с небольшими бугорками. Похожие текстуры можно наблюдать у современных игуан. Карнотавр обладал и индивидуальными особенностями — у него были рога. Рога представляли собой костные выросты в верхней части черепа, направленные в сторону и наверх. При жизни они, по-видимому, были покрыты роговой оболочкой, как рога современных быков или баранов. Рога карнотавра скорее всего играли роль опознавательных знаков, но остается неясным, былили рога только у самцов или у самок тоже. Морда карнотавра была очень узкой, но ниже рогов череп резко расширялся, так что глаза были смещены чуть вбок. благодаря этому карнотавр мог обладать бинокулярным зрением, когда поля зрения левого и правого зрения пересекаются. Таким же типом зрения обладает и человек. Животное с таким зрением может точно определять расстояние, что делает его отличным охотником: карнотавры высматривали свою добычу и с ловкостью ловили её.

В культуре

  • Карнотавр был главным отрицательным героем диснеевского мультфильма «Динозавр». Тем не менее, карнотавры никогда не достигали столь огромных размеров. Да и с настоящими игуанодонами они никогда не встречались.
  • В книге М. Крайтона «Затерянный мир» (продолжение «Парка юрского периода») карнотавр представлен меняющим окраску, вроде хамелеона.
  • Карнотавр в мультфильме «Турок» был представлен как самый крупный хищник потустороннего мира.
  • В телесериале «Terra Nova» карнотавр также выбран в качестве главного «злодея», из-за своей устрашающей внешности.

Источники

  1. Принстонский справочник динозавров, 2-е издание, 2016 год.
  2. http://www.wikiwand.com/en/Carnotaurus

Галерея