ФЭНДОМ

Игуанодон — крупный растительноядный динозавр из Европы, обитал в меловом периоде 140-120 млн лет назад.

История находки

Maidstone fossil Iguanodon 1840 (Mantellodon)

Iguanodon мantelli из Мейдстоуна, 1834 год.

Игуанодон — это первый растительноядный динозавр найденный в мире. Считается, что первые зубы игуанодона нашла Мэри Энн, жена Гидеона Мантелла, с которой он посещал больного в Сассексе, Англия, в 1822 году. Однако в 1851 году он утверждал что сам нашел зубы, скорее всего эта история является ложной, т.к известно из его записных книжек, что Мантелл приобретал крупные ископаемые кости из карьера в Вайтеманс Грин еще в 1820 году. В мае 1822 года он впервые представил травоядные зубы Королевскому обществу в Лондоне, но Уильям Бакленд, отклонил их, посчитав резцами носорога. 23 июня 1823 Чарлз Лайель показал эти зубы Жоржу Кювье, но известный французский натуралист сразу же отклонил их, так же посчитав зубами носорога. Через год Мантелл снова послал зубы Кювье, который изучив их определил, что они вполне возможно, принадлежали к гигантским травоядным рептилиям. В своем печатном издании Кювье признал свою прежнюю ошибку, что привело к немедленному принятию Мантелла, и его нового ящера в научных кругах. В сентябре 1824 года Гидеон Мантелл посетил Королевский колледж хирургов, пытаясь найти сопоставимые зубы, где помощник-куратор Самуэль Сточбори сказал ему, что они были похожи на зубы игуаны, но в двадцать раз крупнее. В следующем, 1825 году, Мантелл назвал новое животное Iguanodon или «игуана зуб». По его оценкам, существо могло быть до 18 метров (60 футов) в длину, больше, чем 12 метровый (40 футов) Мегалозавр (Megalosaurus).

Mantell Iguanodon

Реконструкция игуанодона.

Iguanodon Crystal Palace Park
В 1834 году, недалеко от Мейдстоуна были обнаружены новые кости подобного животного, которые вскоре приобрел Мантелл. Этот образец получил название Iguanodon мantelli, в настоящее время этот фрагментарный материал выделен в собственный род Mantellodon. Гидеон Мантелл так же выполнил первую реконструкцию внешнего вида динозавра, но из-за своей неполноты, Мантелл сделал несколько ошибок, ранние изображения игуанодона представляли его как четвероногого зверя с рогом на носу. В 1854 году скульптуры первых динозавров - игуанодона, мегалозавра и гилеозавра, были установлены в Кристал Палас Парке, в окресностях Лондона.

Iguanodon skull 01
Iguanodon skull 02
Самой знаменитой находкой считается обнаружение целого кладбища игуанодонов 28 февраля 1878 года. Оно было сделано в угольной шахте в Берниссарт, в Бельгии, на глубине 322 метра (1056 футов), когда два шахтера, Жюль Кретюр и Альфонс Бланхард, случайно обнаружили кости, которые они первоначально приняли за окаменелости дерева. 15 мая 1878 года начались раскопки, в результате чего были обнаружены останки 38 особей игуанодона, включая 21 частичный скелет. В 1881 году бельгийский зоолог Джордж Альберт Буленджер описал вид Iguanodon bernissartensis. В 1883 году Луис Долло реконструировал скелеты игуанодона в двуногой вертикальной позе и они стали одним из первых в истории скелетов динозавров установленных для обозрения во внутреннем дворе дворца Карла Лотарингского. В 1891 году скелеты были перенесены в Королевский Бельгийский музей естествознания и экспонируются до сих пор в знаменитой Галерее Динозавров, где 9 наиболее полных образцов установлены в вертикальном положении, а остальные лежат в оригинальной "позе смерти". Скелеты игуанодона являются первыми обнаруженными полными скелетами динозавров. Позже, частичные останки игуанодонов были найдены на острове Уайт, в Тунисе, Монголии и в районе Северная Вестфалея, Германия, более мелкие виды были выделены в собственный род Мантеллизавр.

Iguanodon fossil 03
Iguanodon fossil 02
Iguanodon fossil 01

Описание

Игуанодон был крупным травоядным, обладающий массивным телом, они достигали длины более 10 метров (33 футов) и весили до 3 тонн.[2] После находок полных скелетов в Бельгии игуанодон стал реконструироваться в двуногом положении, однако во время его повторного рассмотрения Дэвидом Норманом в 1980 году, было обнаружено что эта поза маловероятна, потому что длинный хвост был укреплен окостенелых сухожилиями и в таком положении хвост буквально должен быть сломан. Руки были длинные (до 75% от длины ног) и сильные, это предполагает, что значительную часть времени он проводил стоя всеми конечностями на земле, поедая корм. Передние конечности имели по 5 пальцев, из которых наиболее развиты были три средних пальца. Большой палец на кисти имел крупный конический шип и торчал вбок, в отличии от других пальцев. Кости ног и сухожилия были мощными, в случае опасности игуанодоны могли быстро перемещаться на двух ногах.
Iguanodon skeleton 01
Iguanodon skeleton 02
Эти крупные животные имели узкие черепа с беззубыми клювами, вероятно покрытые кератином. Верхняя челюсть содержит до 29 зубов на каждой стороне, нижняя челюсть - до 25 зубов, зубы в нижней челюсти шире, чем в верхней.

При реконструкции останков игуанодона в 1882 году работал художник Густав Лавалетт, который запечатлил скелеты в классической «позе смерти» :

Источники

  1. Принстонский справочник динозавров, 2-е издание, 2016 год.
  2. http://www.wikiwand.com/en/Iguanodon

В культуре

  • Мультфильм "Динозавр", где игуанодоны Алладар является главным героем. Также там появляются игуанодоны Нира, Брутон и Крон.
  • Прогулки с динозаврами. В четвёртой серии игуанодоны бродят по меловой Европе, когда над ними летит орнитохейр. Также дакотадон был назван американским игуанодоном.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики