ФЭНДОМ

Заурофагнакс - сомнительный род гигантских тероподов юрского периода из США, обитал 155-150 млн лет назад.

История находки

Saurophaganax skeleton
В 1931-1932 годах Джон Уиллис Стовал обнаружил разрозненные кости большого теропода близ Кентон в Симаррон Каунти, штат Оклахома. В 1941 году они были названы Saurophagus мaximus в статье журналистки Грейс Рей. В 1987 году Спенсер Джордж Лукас добавил к останкам лектотип берцовой кости OMNH 4666 и обнаружил, что имя Saurophagus было занято: оно еще c 1831 года используется в классификации птиц. В 1995 году Даниэль Чурэ назвал новый род Saurophaganax, а также установил, что лектотип берцовой кости не был диагностирован по отношению к Allosaurus. Он назвал еще один элемент в качестве образца типа: OMNH 01123 нейронную арку. Большую часть материала, ранее упомянутых как Saurophagus maximus, Чурэ опредилил к роду Saurophaganax maximus, они содержат расчлененные кости по крайней мере, четырех особей.

Описание

Идентификация Saurophaganax, как и многих других родов, описанных по фрагментарным и трудно идентефицированным останкам, является предметом спора. В 1995 году он был описан как собственный род, однако в 1998 году был переименован в крупный вид аллозавра — Allosaurus maximus. В пересмотре базальных тетануранов группой палеонтологов во главе с Томом Хольцем, от 2004 года, Saurophaganax вновь рассматривается как отдельный род. В 2010 году Грегори Скотт Пол оценил возможный размер этого хищника в 10.5 метров, Том Хольц дает более высокие оценки — до 13 метров в длину и около 3 тонн в весе.

14 апреля 2000 года законодательное собрание штата Оклахома объявило, что Заурофаганакс Максимус является государственной окаменелостью Оклахомы. Реконструкцию скелета заурофаганакса можно увидеть в зале Музея естественной истории Сэма Ноубла, в Оклахома-Сити, но большинство его костей - это муляжи, скопированные в увеличенном масштабе с аллозавра из карьера Кливленд-Ллойд.

В культуре

Появлялся в четвёртой серии сериала "Планета динозавров". Отобрал добычу у аллозавра.

Галерея