ФЭНДОМ

Зайхания — анкилозавр из Азии, обитал в меловом периоде 75-70 млн л.н

История находки

Short-legs-animal-anatomy
Окаменелости были обнаружены в 1970-1971 годах польско-монгольской экспедицией в пустыне Гоби, Монголия. Голотип (GI SPS 100/151) из формации Barun Goyot, состоящий из черепа и немногочисленных костей, был описан польским палеонтологом Терезой Марьянска в 1977 году под видом Saichania chulsanensis - «красивая». В том-же году Марьянска описала другого анкилозавра, на основании останков, найденных той-же экспедицией, но отнесла к роду Tarchia. Позже образец черепа (PIN 3142/250) описанный как Tarchia был отнесен к роду Saichania. Исследование Виктории Арбор в 2014 году также показали что Minotaurasaurus, описанный Майлзом в 2009 году, является младшим синонимом Tarchia.

Saichania fossil

Экземпляр IGM 100/1305

В 2011 году Кенетт Карпентер с коллегами описали образец IGM 100/1305, причисленный к виду Saichania chulsanensis. Образец представляет сочлененный скелет длиной 2,8 метра, причем большая часть брони сохранилась на месте. Таз, задние конечности и хвост описаны впервые. Биомеханический анализ предполагает, что хвостовой клубень может генерировать силу удара около 13631 Н (1390 кг).[2]

В 2013 году палеонтологи Виктория Арбор и Филл Карри провели новое исследование этого образца. Смонтированный скелет MPC 100/1305, выставлен в Монгольском музее естественной истории, а PIN 614 выставляется в Орловском музее палеонтологии (РАН) в Москве, Россия. Карпентер, в исследовании 2011 года, не указал историю происхождения этого образца. В записях каталога в МПС указывается, что 100/1305 был найден советско-монгольской совместной палеонтологической экспедицией в 1976 году. В каталоге также указано, что экземпляр был извлечен из Замын Хонда (Zamyn Khond), а не из отложений Хулсан (Khulsan), представляющие Джадохтинскую свиту (Djadokhta Formation).[3]

Specimen 100-1305

FIGURE A: MPC 100/151 (голотип Saichania), FIGURE B: MPC 100/1305

Экземпляр из Монгольского палеонтологического центра (МПС) 100/1305 является одним из наиболее полных анкилозавровых скелетов когда-либо найденных, он включает в себя большую часть посткраниального скелета и многочисленные остеодермы. Этот образец был отнесен к Saichania chulsanensis, основанный на сходстве черепа по сравнению с голотипом Saichania, MPC 100/151. Тем не менее, оригинал MPC 100/1305 был найден без сочлененного черепа, и поэтому направление MPC 100/1305 к роду Saichania должно основываться на посткраниальных элементах. Исследование выявило, что череп в смонтированном скелете является копией. Сравнение костей MPC 100/1305 и MPC 100/151 показывает несколько отличий в лопатке, плечевой кости и пястных костях, что указывает на то, что MPC 100/1305 не следует относить к роду зайхания. Кроме того, хотя ранее сообщалось о том, что экземпляр 100/1305 был найден в Баруунгойотской свиты в Хулсане (Монголия), выяснилось, что этот образец был найден в Джадохтинской свиты в Замын Хонде (Djadokhta Formation at Zamyn Khond). Из этой свиты известны два вида анкилозаврид пинакозавров - Pinacosaurus grangeri и P. mephistocephalus. Тем не менее, на данный момент у MPC 100/1305 нет диагностических признаков, которые можно использовать для передачи этого образца к одному из этих видов.

Описание

Saichania-size
Saichania типичный анкилозавр с оценочной длиной тела около 6,6 метров (22 футов) в длину.[4] Тем не менее, Грегори С. Пол в 2010 году дал более низкую оценку 5,2 метра, с весом в 2 тонны. Находки хвоста клубов гигантских особей предполагают большие размеры, но их ссылка на Saichania не может быть уверено обосновано т.к единственный образец состоит только из передней части животного. Широкий череп достигал 455 мм в длину и 480 миллиметров в ширину. Верхняя часть морды была покрыта остеодермами, пирамидальные чешуйчатые ​​рога на задних углах черепа более широкие чем у Tarchia. На щеках также имелись большие треугольные костные выросты. Зубы были маленькие и листовидной формы, по 22 зуба в каждой челюсти и по 16 зубов в левой и правой части нижней челюсти.

Источники

  1. Принстонский справочник динозавров, 2-е издание, 2016 год.
  2. |Saichania chulsanensis (Kenneth Carpenter 2011)
  3. |The taxonomic identity of a ankylosaurid skeleton (Victoria Arbour, Philip J. Currie, 2013)
  4. http://www.wikiwand.com/en/Saichania