ФЭНДОМ

Диплодок - длинный завропод из Сев. Америки, обитал в юрском периоде 154 - 152 млн л.н.

История находки

Diplodocus skeleton
Первые окаменелые позвонки диплодока были найдены Бенджамином Моджом и Сэмюэлем Уилистоном в 1877 году, в Кэнон-Сити, штат Колорадо, США. Отниэл Чарльз Марш в 1878 году описал их как Diplodocus longus. Средняя часть хвоста состояла из "двойных балок" - необычной формы шеврон позвонка, из-за которой диплодок получил свое название. Более полный образец (AMNH 223) был найден в 1899 году и состоит из частичного скелета без черепа. К этому виду был приписан череп (USNM 2672) найденный в 1883 году, образец находятся в Смитсониан Музее естественной истории.
Diplodocus skull

череп D. longus (USNM 2672)

С тех пор останки диплодока были найдены в формации Моррисон западных штатов США - Колорадо, Юта, Монтана и Вайоминг. В 1902 году Уильям Уоттербэк обнаружил фрагментарный скелет в штате Вайоминг, в следующем году Питер Кайзен нашел полный череп (АMNH 969) из каръера Bone Cabin Quarry, эти находки были описаны Уильямом Холландом в 1924 году как новый вид Diplodocus hayi. В 2015 году этот вид был переименован в отдельный род Galeamopus.

Diplodocus carnegii является самым известным из-за почти полного скелета (образец CM 84) найденного в 1899 году Яковом Вортманом из Музея Карнеги естественной истории и описанным Джоном Хэтчером в 1901 году. Скелет был найден в формации Моррисон, в Албани Каунти, штат Вайоминг.
Diplodocus skull 03
Diplodocus skull 01

череп диплодока D.carnegii

Диплодок Карнеги в настоящее время является одним из самых длинных динозавров, известных из довольно полного скелета с общей длиной в 25 метров (82 футов) и массой до 15 тонн, этот экземпляр получил прозвище "Dippy". Также было сделано 10 копий этого скелета, размещенных в разных музеях по всему миру, в том числе и в Зоологическом Музее Санкт-Петербурга. Эта копия была подарена Эндрю Корнеги русскому императору Николаю II в 1910 году. Шея диплодока состояла из 15 позвонков и достигала более 6 метров (20 футов) в длину. К этому виду относится череп (СМ 1161) описанный Холандом в 1924 году, а также череп сочлененный с шейными позвонками (СМ 3452) описанный Мк. Интошем в 1975 году.

Первые окаменелости Diplodocus hallorum были найдены в 1979 году в штате Нью-Мехико и описаны Дэвидом Гилеттом в 1991 году как сейсмозавр (Seismosaurus Halli). Образец (NMMNH P-3690) состоял из частичного скелета, содержащего позвонки, ребра и таз. Шейные позвонки были на 20% длиннее, чем у диплодока. В 2004 году состоялась презентация на ежегодной конференции Геологического общества Америки, где сейсмозавр был объявлен младшим синонимом диплодока. В 2006 году D. longus был признан идентичным виду D. hallorum. По первоначальным расчетам 1991 года, длина D. hallorum была определена в 52 метра и 113 тонн веса. В 2006 году Кеннет Карпентер определил максимальную длину в 33-32 метра. По последним данным 2016 года, Грегори Пол оценил размер D. hallorum в 29 метров и весом в 23 тонны.

Kaatedocus-siberi skull
Диплодок "H.Q.2" был раскопан в 1991 году в Хау Карьере, Бигхорн Каунти, штат Вайоминг. Раскопки вела группа из Sauriermuseum. Образец состоял из черепа длиной в 30 см (образец SMA 0004), сочлененного с 14 первыми шейными позвонками. Длина черепа и шеи измеряется 3,8 метра в длину. Это был несовершеннолетний экземпляр с примерной длиной в 14 метров. В 2012 году переквалифицирован в Kaatedocus siberi.

Diplodocus skull 05
В 2010 году череп несовершеннолетнего диплодока (СМ 11255) был выкопан в Карнеги Карьере, в Национальном Памятнике динозавров. Он был обнаружен в 30 метрах от частей скелетов 2 особей, идентифицированных как диплодок и барозавр. Видовая принадлежность черепа не ясна.

Описание

Diplodocus size comparison
Наиболее сохранившийся экземпляр диплодока D.carnegii достигал 25 метров и весил 10-16 тонн.[2] Диплодок является одним из наиболее распространенных динозавров, найденных в формации Моррисон. Он является одним из наиболее легко узнаваемых динозавров, с его длинной шеей, мощными ногами и тонким хвостом. Кости шеи и хвоста у диплодока были полыми. В отличие от Маменчизавра, у диплодоцид хвост был длиннее шеи. В течение многих лет, это был самый длинный из известных динозавров. Черепа диплодоков были очень малы по сравнению с размерами этих животных. Они имели маленькие зубы, которые присутствовать только в передних участках челюстей. Шея состяла из по меньшей мере 15 позвонков и скорее всего находилась параллельно земле. Диплодок имел чрезвычайно длинный хвост состоящий из 80 хвостовых позвонков, который был почти вдвое больше, чем у более ранних завроподов (таких как Шунозавр с 43), и у более массивных родственников (например Камаразавр с 53). Хвост, возможно служил в качестве противовеса для шеи, но может носил и оборонительный характер. Средняя часть хвоста состояла из позвонков в форме "двойных балок", эти «двойные балки» также наблюдаются в некоторых других завроподов, например у Маменчизавра. Обнаружение частичных отпечатков кожи в 1990 году показали заостренные ороговевшие колючки вдоль спины (такие же как на игуанах) до 18 сантиметров (7,1 дюйма) длиной. Они были на "хлыстовой" части хвоста и возможно, вдоль спины и шеи. Огромный хвост выполнял важные функции: возможно, служил прекрасным орудием защиты, а также выполнял роль противовеса для длинной шеи. Отростки позвонков могли выполнять роль поддержания хвоста, также могли обеспечивать защиту кровеносным сосудам от сдавливания. Голова была мала в сравнении с размерами животного. Череп имел непарное носовое отверстие, расположенное не на кончике морды, а в верхней части головы впереди глаз. Зубы в форме узких лопаточек имелись только в передней части рта. Конечности диплодока были пятипалыми, с короткими массивными когтями на внутренних пальцах. Передние лапы значительно короче задних.
Diplodocus-m

Развитие: от детёныша к гиганту

Детёныши вылуплялись из яиц, размером с футбольный мяч. Рождались они в тропических лесах, далеко от стада. Детёнышам приходилось выживать в жестоком мире, остерегаясь нападения аллозавров, и орнитолестов. Лишь подрастая, они присоединялись к стаду, и были под защитой старших особей.

Виды и синонимы

  • Diplodocus carnegii (Hatcher, 1901) — назван в честь Эндрю Карнеги. Наиболее известен за счёт практически полного скелета. На основе скелета отлиты копии во многих музеях мира. Описан и назван Джоном Хетчером в 1901 году.
  • Diplodocus hallorum (Gillette, 1991) — впервые описан Дэвидом Джилеттом в 1991 году как сейсмозавр (Seismosaurus).

Синонимы:

  • Diplodocus longus (Marsh 1878) — первый описанный вид, синоним D. hallorum
  • Diplodocus lacustris (Marsh, 1884) — описан по фрагментам, вид недействителен.
  • Diplodocus hayi (Holland, 1924) — c 2015 года переквалифицирован в новый род Galeamopus.

Источники

  1. Принстонский справочник динозавров, 2-е издание, 2016 год.
  2. http://www.wikiwand.com/en/Diplodocus

Галерея

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики