Фэндом

Диметродон - пермский пеликозавр, живший 280-265 млн. лет назад и найденный в США и Германии.

Описание

В диметродона была довольно большая голова с крепкими челюстями, усеянной острыми зубами. Активный охотник: охотился на амфибий, пресмыкающихся и рыбу. Своими передними зубами диметродон держал жертву и разрывал ее на части. Задние зубы были загнуты назад, с их помощью животное разрывала на части мелких сумчатых и пережевывала большие куски мяса. Туловище диметродона имело бочкообразную форму. Наиболее яркой чертой диметродона является парус из натянутой на выросты спинных позвонков кожи. Подобные паруса развились у различных доисторических животных (амфибии платифистрикса, пеликозавра эдафозавра, динозавра спинозавра) и служили терморегуляторами. По другим версиям парус использовался в брачных играх, служил камуфляжем среди вертикальных стеблей растений или настоящим парусом при плавании. «Парус» развивался постепенно в течение жизни, известны находки молодых особей диметродона с невысокими остистыми отростками. Когда рядом с диметродоном находился соперник его парус изменял жёлтый цвет на красный и начиналась битва не на жизнь, а на смерть. Молодые особи, по-видимому, обитали в зарослях по берегам водоемов, взрослые — жили в лесах и на равнинах. Тем не менее, бытующее в популярных книгах изображение диметродона на фоне пустыни представляется нереальным - не будучи настоящей рептилией, он не мог бы выжить в жаркой сухой местности.

Интересные факты

  •  Подсчитано, что 200-килограммовый хладнокровный диметродон разогревался бы без паруса с 26 °C до 32 °C за 205 минут, а с парусом - за 80 минут.
  • В 2008 году команда Р. Бэккера обнаружила четкие признаки того, что диметродоны поедали пресноводных акул - ксенакантид. Возможно, акулы оставались в пересыхающих прудах, где становились жертвой пеликозавров.

Виды и ареал

Хорошо известные виды

  • D. teutonis (Reisz & Berman, 2001). Нижние слои Верхнего красного лежня (вольфкамп), Германия, Бромакер и Россия. Самый мелкий известный вид (весом около 24 кг) и единственный известный вне Северной Америки. Несмотря на мелкие размеры, обладал относительно высоким «парусом». Показан в сериале ВВС «Walking with Monsters» (2005), но изображён слишком крупным.
  • D. milleri (Romer 1937). Сакмарский ярус - длина до 174 см, формация Putnam, Техас. Самый ранний вид диметродона из Техаса. Близок к предыдущему виду.
  • D. natalis (Cope 1877). Сакмарский ярус - самый мелкий американский вид, изначально (Э. Кейз, 1903) изображался с низким парусом, длина черепа около 14 см, вес до 37 кг. Техас. В реальности форма паруса неизвестна. Череп низкий, заметны верхние «клыки».
  • D. limbatus (Cope 1877). Сакмарский и Артинский ярус - длина черепа до 40 см, общая длина до 2,6 м, из формации Admiral и Bell Plains в Техасе. Часто изображается в литературе, возможный синоним - Dimetrodon incisivus. Пожалуй, самый изученный вид.
  • D. booneorum (Romer 1937) — Артинский ярус — длина до 2,2 метра, Техас.
  • D. gigashomogenes (Case 1907). Кунгурский ярус —- длина до 3,3 метра, гигантский вид с относительно коротким и высоким черепом. Вероятный предок D. angelensis. Из формации Арройо (Клир-Форк) Техаса.
  • D. grandis (Case, 1907). Ранний Кунгурский ярус — длина до 3,2 м, отличается от предыдущего вида более низким черепом длиной до 50 см и тяжёлым телосложением. Характерно также наименьшее количество предклыковых зубов — всего две пары. Из формации Арройо (Клир-Форк) Техаса. Возможный синоним - D. gigas.
  • D. loomisi (Romer 1937) . Кунгурский ярус — длина до 2,5 метров, Клир-Форк Техаса. Отличается довольно низким черепом и своеобразной формой паруса (парус как бы «зазубренный»).
  • D. angelensis (Olson 1962). Ранняя уфимская эпоха (поздняя Кунгурская) — последний и самый крупный из диметродонов. Длина черепа до 58 см, что предполагает общую длину до 4—4,5 метров. Из формации Сан-Анжело в Техасе. Череп длинный и низкий, очень длинные тонкие верхние «клыки». Плохо известен, описанные два черепа сильно деформированы.

Описаны по фрагментам

  • D. dollovianus (Cope, 1888), D. macrospondylus (Cope 1884) — Артинский ярус, Техас.
  • D. occidentalis (Berman 1977) - единственный диметродон из формации Або/Катлер Нью-Мексико.

Слишком фрагментарны

  • D. kempae (Romer 1937). Кунгурский ярус.

В культуре

Галерея

Также на Фэндоме

Случайная вики