ФЭНДОМ

Дилофозавр - древний хищник из США, обитал в раннем юрском периоде 193 млн лет назад.

История открытия

Dilophosaurus-as-megalosaurus-wetherilli

Реконструкция Megalosaurus wetherilli, Калифорнийский университет в Беркли (UCMP)

В 1940 году, местный житель из племени навахо, Джесси Уильямс, обнаружил останки нескольких особей тероподовых динозавров, в формации Кайента, штат Аризона, США. Уильямс сообщил о своей находке палеонтологу Чарльзу Кампу, который в свою очередь, передал информацию палеонтологу Сэму Уэллсу, из Палеонтологического музея Калифорнийского университета (UCMP). Летом 1942 года Джон Вэтерилл, под руководством Сэма Уэллса, раскопал останки трех скелетов, один из которых был практически уничтожен выветриванием. Два экземпляра были доставлены в Беркли для очистки и монтажа, голотип (UCMP 37302) и второй образец (паратип UCMP 37303). В 1954 году Уэллс описал их как Megalosaurus wetherilli, видовое название в честь Джона Вэтерилла, который исследовал область находки.
Dilophosaurus fossil

череп Dilophosaurus wetherilli, образец (UCMP 77270)

Возвращаясь к той же формации в 1964 году, чтобы определить из какого периода времени кости, Уэллс обнаружил новый, более крупный образец (UCMP 77270), недалеко от места предыдущего открытия. На основе сохранившегося черепа, с уникальным двойным гребнем, Уэллс понял, что вид значительно отличается от Megalosaurus. В 1970 году он классифицировал его в новый род Dilophosaurus wetherilli - «ящер с двойным гребнем». В 1999 году Уэллс выделил образец UCMP 77270 в новый вид "Dilophosaurus breedorum", но исследования 2005 года установили принадлежность этих останков к взрослой особи D. wetherilli. Имеющиеся данные убедительно показывают, что голотип D. wetherilli как и второй скелет, являлись молодыми особями.

В 1993 году Хаоджин Ху, на основании образца KMV 8701, объявил о втором виде Dilophosaurus Sinensis. Этот вид был извлечен в китайской провинции Юньнань, в 1987 году, вместе с прозавроподом Yunnanosaurus. В 1998 году, после исследования материала Дилофозавра синенсис, были высказаны предположения, что он являются синонимом Синозавра triassicus. Этот вывод был подтвержден в 2013 году.

Dilophosaurus skeleton

реконструкция Dilophosaurus wetherilli с черепом (UCMP 77270)

В 2001 году Роберт Гай сообщил об еще двух, а возможно и трех новых образцов дилофозавра из Северной Аризоны, найденных, но еще не описанных. Образцы были найдены еще в 1978 году и с тех пор лежали в хранилище музея. Гай получил возможность сравнить новые образцы с голотипом (UCMP 37302), он отметил что этот материал имеет важное значение в том, что он включает в себя части таза, не сохранившиеся в голотипе.

Описание

В 2010 году Грегори Пол оценил размер дилофозавра в 7 метров (23 футов) в длину и весом около 400 килограммов.[2] Дилофозавр был двуногим хищником, на основании наличия длинных задних конечностей, ориентированных вертикально под тазом и коротких передних конечностей, которые не приспособлены для четвероногой локомоции. Задние конечности предполагают быстрого и подвижного бегуна, как и следовало ожидать в плотоядных теропод. В 1984 году Уэллс предположил, что дилофозавр перемещался небольшими группами, основываясь на том, что несколько особей были найдены вместе. В 2001 году Роберт Гай отметил, что для этого не было никаких прямых доказательств, т.к скопление множества особей в одном месте, может быть результатом внезапного наводнения.

Dilophosaurus skull restored
Наиболее отличительной чертой дилофозавра является пара округлых гребней на черепе, состоящих из расширений носа и слезных костей. В 1997 году Питер Додсон отметил, что черепные гребни, впервые появились у дилофозавра, а затем были сохранены, в той или иной форме, у других хищных тероподов. Функции гребней на черепе дилофозавр стали предметом дискурсий среди ученых и до сих пор доподлинно не известны. Они были очень хрупкими и не годились ни для защиты, ни для нападения и скорее всего являлись уникальной особенностью видового отображения. Дилофозавр имел длинные конические зубы - по 12 в верхней челюсти и по 18, с каждой стороны, в нижней челюсти. Второй и третий передние зубы имеют зазубрины, которые отсутствуют в четвертом. Еще одна особенность черепа, это излом, позади первого ряда зубов, придавая дилофозавру внешний вид, похожий на крокодила или рыбоядных спинозавридов. Это «зарубка» существовала в силу слабой связи предчелюстных и челюстных костей черепа, что говорит о примитивной стадии развития.
Dilophosaurus-size
Передние конечности дилофозавра, так же как и у цератозавра,имели четыре пальца - три длинных и один рудиментарный. Первоначально считалось, что задние конечности содержали только три пальца, но новые находки говорят о том, что стопа содержала пять пальцев - три основных и два рудиментарных, не сохранившихся в голотипе.

Виды

  • Dilophosaurus wetherilli (Welles, 1954) - типовой вид.

Синонимы:

  • Megalosaurus wetherilli (Welles, 1954)
  • Dilophosaurus breedorum (Welles & Pickering, 1999)
  • Dilophosaurus sinensis (Hu, 1993) - переквалифицирован в род Sinosaurus (Синозавр).

В культуре

  • Широкую известность дилофозавр получил благодаря книге Майкла Крайтона «Парк юрского периода» и её одноимённой экранизации. Примечательно, что Крайтон объяснил слабость челюстей ящера тем, что он охотился, поражая жертву ядовитой слюной, выбрызгиваемой на большое расстояние. В фильме дилофозавра изобразили совсем небольшим и наделили кожными складками на шее (как у плащеносной ящерицы).
  • Несколько дилофозавров появляются в документальном фильме Discovery "Когда по Америке бродили динозавры". Одно животное отпугивает стаю мегапнозавров, охотящихся на анхизавра, чтобы прокормить себя и детёныша. Вскоре объявляется другой дилофозавр. Он пытается отбить тушу, но проигрывает схватку и отступает. Зрителю объясняется отличие анатомии дилофозавра от более совершенных хищников, а также демонстрируется использование его когтей во время охоты.

Источники

  1. Принстонский справочник динозавров, 2-е издание, 2016 год.
  2. http://www.wikiwand.com/en/Dilophosaurus

Галерея

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики