Фэндом

Дейноних (лат. Deinonychus) — знаменитый хищник из семейства дромеозаврид, обитавший на территории США в середине мелового периода 115–98 млн лет назад.

История изучения

Ископаемые останки дейнониха были впервые обнаружены американским палеонтологом Барнумом Брауном в окрестностях города Биллингс в Монтане. Основной целью экспедиции, которую возглавил учёный, были раскопки скелета найденного в 1927 году тенонтозавра — травоядного динозавра из инфраотряда орнитоподов. Недалеко от карьера исследователь обратил внимание на погружённые в известняк окаменелости небольшого хищного динозавра, которого ошибочно принял за родственного основной находки, но меньшего размера. В 1931 г. в своей незаконченной работе Браун присвоил животному рабочее название Daptosaurus agilis.

Deinonychus fossils.jpg

Экземпляр (каталог AMNH 3015), состоявший из фрагментов черепа, позвоночника и конечностей, был доставлен а Американский музей естественной истории, где долгое время пылился в запаснике. В начале 1960-х годов Барнум Браун показал экспонат студенту Йельского университета Джону Острому, которому понадобилась консультация в связи с диссертацией. В 1964 г. Остром вместе с Грантом Мейером в ходе экспедиции, организованной Йельским музеем естественной истории Пибоди в формации Кловерли (там был найден первый экземпляр), обнаружил ещё несколько фрагментов скелета возле населённого пункта Бриджер. Сравнив полученный материал с типовым экземпляром Брауна, учёные пришли к выводу, что речь идёт об одном и том же виде. В монографии 1969 г. Остром присвоил открытому виду название Deinonychus antirrhopus - «ужасный коготь». Позже следы его присутствия были обнаружены в штатах Монтана, Юта, Вайоминг и Оклахома.

Описание Остром дейнониха в 1969 г. было одним из наиболее важных открытий динозавров в середине XX века. Открытие этого явно активного, подвижного хищника изменило научную и популярную концепцию о динозаврах и привело к предположению, что динозавры возможно были теплокровными. Такое развитие событий вызвало большой резонанс в палеонтологии. Несколько лет спустя, в 1974 г., Остром отметил сходство между передними конечностями у дейнониха и птиц, что привело к возникновению его гипотезы о том, что птицы произошли от динозавров.

Primal feathers by durbed-d4xv0kf.jpg
В 80-х годах, из-за его чрезвычайно птичьей анатомии и тесной связи с другими дромеозавридами, палеонтологи предположили, что дейноних был покрыт перьями. Ископаемые свидетельства отпечатков птичьих перьев были найдены на нескольких родственных дромеозавридах, таких, как микрораптор, синорнитозавр и возможно у велоцираптора, хотя никаких доказательств для самого дейнониха найдено не было. В 2006 году, при проведении исследований диапазона движения конечностей дромеозаврид, Фил Сентер пришел к выводу, о вероятном наличие у дейнониха перьевого крыла.

Описание

Deinonychus-size.jpg
Дейноних достигал около 3,4 м (11,2 футов) в длину, высотой бедра в 0,87 метра (2,9 футов) и весил 73 - 100 кг.[2]Это был быстрый хищник, быстро передвигающийся на двух ногах. Череп был длиной 410 мм и имел мощные челюсти, несущие около семидесяти изогнутых зубов. Дейноних обладал длинными передними конечностями с тремя пальцами, заканчивающиеся изогнутыми когтями. Первый палец был самый короткий, второй был самым длинным. Задние ного так-же были трехпалыми и несли крупный серповидный коготь на втором пальце, который вероятно использовался во время охоты. Длинный костянистый хвост, вытянутый параллельно земле, хорошо уравновешивал тело во время бега. Отношение длин плюсны и большой берцовой кости, считающееся зависящим от скорости движения двуногих животных, у дейнониха составляет 0,48 против 0,68 у струтиомима и 0,95 у страуса, то есть он передвигался медленнее их. Предполагается, что строение ноги дейнониха являет собой баланс между скоростью и эффективностью удара когтями. Его самая знаменитая черта это серповидный коготь на втором пальце каждой ноги, характерный признак для многих дромеозаврид.
Deinonichus 02.jpg

Зубы дейнониха часто находят среди останков тенонтозавра, на которого тот, по всей видимости, охотился. Существуют свидетельства того, что дейнонихи очень агрессивно вели себя около источников пищи, подобно современным крокодилам и комодским варанам, в результате чего могли убивать своих сородичей. Вероятно, дейнонихи и другие дромеозавриды не были такими социальными животными, как предполагалось ранее. Размер когтя на втором пальце ног сильно варьируется. Остром предположил, что это является признаком пола или возраста.

Виды

  • Deinonychus antirrhopus — типовой вид из Северной Америки, описан Остромом в 1969 году.

Синонимы:

  • Daptosaurus agilis (Браун, 1931) — синоним Deinonychus antirrhopus.
  • Deinonychus koreanensis — вид описан Х. М. Кимом в 1993 году по разрозненным костям, c 2010 года относится к роду Koreanosaurus.

В культуре

Парк юрского периода

Некоторые считают, что велоцираптор «Парка юрского периода» — дейноних, но, вероятно, это ютараптор.

Портал юрского периода

1 серия 2 сезона

Дейноних.jpg
Появляются через аномалию в торговом центре в зале для боулинга. Динозавры убивают чистильщика и преследуют команду. Команде ЦИА удаются усыпить самца, самку и детёныша и отправить их в меловой период. Один из дейнонихов чуть не попал обратно, вцепившись в ногу Каттера, но аномалия закрывается, и ящер умирает.

2 сезон 7 серия

Оливер Лик собрал коллекцию зверей, среди которых есть и пара дейнонихов. После отключения энергии все животные сбегают. Хелен вспомнила, что их привлекает сигнал сирены, но дверь запирается лишь изнутри. Стивен жертвует собой, его съедают звери. Скорее всего, эту пару убили хищники из будущего.

3 сезон 10 серия

Эбби и Коннор застревают в меловом периоде не без помощи дейнонихов. Дэнни же следует за Хелен, где её убивает дейноних, преследовавший Куина. Дэнни также застревает в прошлом.

5 сезон 3 серия

Открывается новая аномалия, на этот раз в галерее. Команда (без Коннора) сталкивается с дейнонихом, который, как выяснится позже, пришёл из 60-х годов XIX в.

Источники

  1. Принстонский справочник динозавров, 2-е издание, 2016 год.
  2. http://www.wikiwand.com/en/Deinonychus

Также на Фэндоме

Случайная вики