ФЭНДОМ

Дейнозух - знаменитый род аллигаторовых, наводивший ужас на обитателей побережья меловых Северной Королины, Монтаны, Техаса (США) и Мексики. Жил 80-73 млн лет назад.

Описание

Как и все аллигаторы, дейнозух передвигался по твёрдой поверхности ползком на четырёх толстых изогнутых ногах. При этом обтекаемая форма обеспечивала хорошую маневренность и скорость передвижения в воде. На суше же холоднокровный гигант становился неповоротлив и был способен совершать рывки только на короткие дистанции.

Огромная голова, длиной около полутора метров, в основном состояла из широких массивных челюстей – орудия охоты. Зубы дейнозуха весьма неоднородны, что вы можете увидеть на реконструкциях ниже. Особенно крупны и длинны – это пара в середине предчелюстной кости и несколько в центре верхней челюсти. Задние зубы более тупые и короткие. Скорее всего, они предназначались для дробления черепашьих панцирей и аналогичных структур. Общее же свойство всех зубов дейнозуха – внушительная толщина. Они явно предназначались для серьёзных нагрузок.

Глаза располагались высоко, поэтому дейнозуху достаточно удобно выслеживать подходящих к водоёму динозавров. Округлое вытянутое туловище заканчивалось длинным толстенным хвостом.

Спина дейнозуха покрыта достаточно крупными круглыми остеодермами, внешне похожих на косточки гигантского персика и совсем не похожих на пластины саркозуха. Скорее сего первичной функцией оных была не защита, а терморегуляция: нагревшиеся на полуденном солнце твёрдые структуры дольше сохраняли тепло огромного тела.

53e165162ec762afe1bc465ff94badaf-1427308351

История изучения

Ныне общепризнанны два вида – Deinosuchus rugosus (типовой) и Deinosuchus riograndensis.

Останки первого вида дейнозуха были обнаружены ещё в середине 19 века в округе Блейден (штат Северная Каролина, США). Описан крокодил был американским геологом-исследователем Эбенезером Эммонсом в 1858 году. Находка представляла собой два немного загнутых, больших и толстых зуба. Они были покрыты вертикально рефлёной эмалью. Учёный отнёс животное к роду полиптиходона и выделил в отдельный вид Polyptychodon rugosus. То есть полиптиходон был классифицирован как один из родов крокодилов. Лишь спустя много лет исследования показали, что оригинальный полиптиходон был морским ящером – плезиозавром, а эта пара зубов принадлежит отнюдь не ему. Тогда упомянутый экземпляр стали причислять к роду дейнозуха и выделять в отдельный вид Deinosuchus rugosus.

В 1869 году знаменитый американский палеонтолог Эдвард Коп описал ещё один зуб, обнаруженный на сей раз в округе Сэмпсон. Он назвал его Polydectes biturgidus. По всем признакам он также принадлежит дейнозуху.

Остеодермы дейнозуха
Затем уже в 1903 году буквально на поверхности земли в Уиллоу Крик (штат Монтана, США) американскими палеонтологами Джоном Хэтчером и Т. Стэнтоном были обнаружены окаменелые остеодермы. Это костные пластины, встречающиеся у различных рептилий и несущие различные функции. При первом осмотре они были отнесены к остеодермам панцирного динозавра эвоплоцефала. Однако исторические раскопки, которыми руководил У. Уттербэк, продолжились и постепенно были добыты другие фрагменты рептилии: дополнительные остеодермы, позвонки, рёбра и даже лобок. Тогда стало ясно, что это никак не анкилозавр, а классический представитель крокодиловых форм.

Обнаружив это, Хэтчер, испытывающий невероятный интерес к динозаврам и не имеющий такового к крокодилам, существенно снизил темп исследований. После его смерти в 1904 году работу над ископаемыми продолжил коллега Уильям Холланд. В 1909 году он производит на свет описание нового рода – дейнозух. Вид получает название Deinosuchus hatcheri в честь Джона Хэтчера. Собственно сейчас он отнесён к синонимам Deinosuchus rugosus.

Далее в ходе экспедиции Американского Музея Естественной Истории (1940 г.) а национальном парке Биг-Бенд (штат Техас, США) была обнаружена масса окаменелостей, принадлежащих крупным ископаемым крокодилам. Экземпляры были описаны палеонтологами Эдвином Колбертом и Роландом Бёрдом в 1954 и выделены как вид Phobosuchus riograndensis.

В дальнейшем они были рассмотрены другими именитыми учёными, а именно Джоном Хорнером и Дональдом Бёрдом. По результатам причислены к тому же дейнозуху. Целый ряд новых образцов дейнозуха были обнаружены за последующие десятилетия. Они помогли восстановить облик животного и определить ареал его обитания. Последний оказался весьма широк, что говорит о прекрасной приспособленности дейнозуха и наличию большого количества животных, на которых велась охота.