Фэндом

Горгозавр - хищный динозавр из Канады, обитал в меловом периоде 77-75 млн лет назад.

История открытия

Первые останки фрагментарного скелета с черепом были найден в 1913 году Чарльзом Штернбергом в Провинциальном Парке динозавров, в Альберте, Канада. В 1914 году вид был описан Лоуренсом Ламбе как Gorgosaurus libratus - «ужасный ящер». Голотип (NMC 2120) находится в Канадском музее природы в Оттаве. С 1910 года старатели из Американского музея естественной истории Нью-Йорка развернули активные поиски вдоль реки Ред Дир в провинции Альберта, собирая десятки захватывающих образцов тероподов, в том числе четыре черепа горгозавра, три из которых были сочленены со скелетами. Это были останки взрослой особи (AMNH 5458), а также два скелета совсем юных особей (AMNH 5428 и AMNH 5664). Это были самые маленькие образцы горгозавра,
Gorgosaurus skeleton AMNH 5428.jpg
с более низким и легким черепом и более удлиненными пропорциями конечностей, характерными для несовершеннолетних тираннозаврид. Уильям Мэтью и Барнум Браун описали эти образцы в 1923 году как Gorgosaurus sternbergi. В 1946 году Чарлз Гилмор, на основе черепа молодой особи из Монтаны, США, описывает вид Gorgosaurus lancensis, однако последующие изучение этого образца Бобом Бэккером и Филом Карри в 1988 году, привело к выделению его в особый род - нанотиран (Nanotyrannus).

Albertosaurus skeleton.jpg
В 1991 году Фил Карри и Даррен Танке обнаружили великолепный образец молодого горгозавра. Образец (TMP 91.36.500) состоящий из полного скелета молодой особи длиной 5,1 метра (17 футов) был описан в 1998 году и является одним из лучших экземпляров тираннозаврид из Альберты. Экземпляр имеет череп длиной 640 мм и интересен наличием сохранившейся травмы морды, полученной в результате укуса, а так-же имеет полностью заживший перелом правой малоберцовой кости. Экземпляр, установленный в оригинальной «позе смерти», находится в Тирелловском музее в Драмхеллере, Канада.

Gorgosaurus skull.jpg
Gorgosaurus skeleton.jpg
В 2009 году в Провинциальном Парке динозавров палеонтолог Даррен Танке обнаружил новый прекрасно сохранившийся скелет молодого горгозавра. Образец (ТМР 2009.012.0014) был извлечен в 2010 году и на вертолете доставлен в Тиррелловский музей, где по 2011 год шла препарация и изучение окаменелостей. После окончательной очистки образец был выставлен в экспозиции Королевского Тирелловского музея в Драмхеллере, Канада.

Описание

Gorgosaurus skull 02.jpg
Gorgosaurus Fossil.jpg
Длина тела горгозавра составляет от 8 до 9 метров (от 26 до 30 футов), вес 2,5-2,8 тонны.[2] От мощных тираннозавров и тарбозавров горгозавры отличались более стройным и атлетическим строением тела. Как и большинство известных тираннозаврид, горгозавр был двуногим хищником весом более двух тонн, десятки крупных острых зубов шли вдоль челюсти, передние конечности были сравнительно небольшими и имели по два пальца. Горгозавры жили в пышной пойменной среде вдоль края внутреннего моря. Это был высший хищник, охотящийся на водившихся в изобилии цератопсид и гадрозавров. В некоторых районах горгозавры сосуществовали с другим тираннозавридом - дасплетозавром. Хотя эти животные были примерно такого же размера, есть некоторые доказательства экологической ниши между ними. Горгозавр является наиболее представленным тираннозавридом в палеонтологической летописи, известный из десятков образцов. Горгозавр очень тесно связан с альбертозавром, они очень похожи и отличаются в основном тонкими различиями в зубах и костей черепа. В 1970 году Дэйл Рассел объявил Горгозавра синонимом Альбертозавра, объединив все находки под видом Albertosaurus libratus, такое положение дел оставалось последующие 30 лет, пока Фил Карри в своей работе 2003 года по изучению тираннозаврид Альберты не посчитал такое утверждение преждевременным.

Виды и синонимы

  • Gorgosaurus libratus - типовой вид, описан Ламбе в 1914 году, известен по нескольким полным скелетам.

Синонимы:

  • Gorgosaurus sternbergi - описан Брауном в 1923 году (образец AMNH 5664), синоним G. libratus.
  • Gorgosaurus lancensis - описан Чарлзом Гилмором в 1946 году (образец CMNH 7541), в 1988 году переименован Бобом Бэккером в Nanotyrannus
  • Gorgosaurus lancinator и Gorgosaurus novojilovi - два вида описаны Евгением Малеевым в 1955 году на основании образцов (PIN 553-1 и PIN 552-2), последний был переименован Кенеттом Карпентером в 1992 году в Maleevosaurus novojilovi, с 1999 года эти экземпляры считаются молодыми особями Тарбозавра.
  • Albertosaurus libratus - вид описан Дэйлом Расселом в 1970 году, синоним G. libratus, вид недействителен.

Источники

  1. Принстонский справочник динозавров, 2-е издание, 2016 год.
  2. http://www.wikiwand.com/en/Gorgosaurus

Галерея

Также на Фэндоме

Случайная вики