ФЭНДОМ

Гиенодон - успешный род хищных креодонтов, заселивший Азию, Северную Америку и Европу. Жил 41-25 млн лет назад.

Описание

Hyaenodon mustelinus
Hyaenodon mustelinus

Род гиенодонов представлен довольно широким диапазоном размерных классов. Наиболее мелкие (например, H. microdon, H. mustelinus) достигали величины куниц и кошек, длина их черепов составляла около 10 – 16 см. Вполне возможно, что эти небольшие гиенодоны вели древесный либо полудревесный образ жизни. С другой стороны, самые крупные представители рода по размерам не уступали самым большим тиграм: длина черепа H. megaloides составляла 40 см, а у H. gigas и H. weilini, судя по размерам их зубов и фрагментов челюстей, доходила до 50 см и даже более. В среднем же большинство гиенодонов достигало роста волка или крупной собаки.

Гиенодон 2

Головы крупных гиенодонов непропорционально большие - длина головы соотносится с общей длиной тела в пропорции примерно 1:4. Тяжёлую голову поддерживала довольно короткая и очень сильная шея. Мощная шея была также необходима, чтобы удерживать схваченную зубами и вырывающуюся жертву. Судя по строению шейного отдела позвоночника, у гиенодонов была высоко посаженная голова, то есть их шея располагалась почти вертикально. Добычу свою они, подобно современным псовым, хватали зубастой пастью (а не как кошки, лапами и зубами). У гиенодонов имелись мощные челюсти с идеальными для разрезания зубами, к тому же обладавшими способностью к самозатачиванию. Их крепкая эмаль позволяла разгрызать даже прочные кости. Другая необычная особенность этих хищников - расположенные строго по бокам головы глаза.

Передние и задние конечности гиенодонов имели примерно одинаковую длину. У мелких форм они были сравнительно короткими, узловатыми и имели широко расставленные пальцы. Более крупные представители рода отличались относительно длинными и стройными конечностями (в отличие от большинства креодонтов), опиравшимися на несколько разведённые в стороны пальцы, и явно приспособленными к активному передвижению по твёрдому субстрату. С помощью подвижных задних конечностей гиенодоны могли совершать резкие броски за добычей, а передние, возможно, были нужны для того, чтобы управляться с пищей, пока она не попала в пасть. Весьма вероятно, что эти хищники копали передними лапами почву, искали мелких животных, обитающих в норах, или устраивали норы сами.

Обладая довольно массивным сложением, гиенодоны, вероятно, не были способны к продолжительному бегу. Скорее всего, это были засадные хищники, кратковременно, но активно преследующие добычу - примерно так же поступает большинство современных больших и мелких кошек. С определённой долей уверенности можно даже допустить, что гиенодоны представляли собой экологические аналоги самых разных кошкоформий. В то же время, наземные виды отчасти могли напоминать и сумчатых волков. Как и прочие представители отряда, гиенодоны представляли собой высокоспециализированных хищников. Не исключено, что порой они могли поедать и падаль, однако в первую очередь ориентировались именно на живую добычу. Нет никаких сомнений, что гиенодон был способен поймать, свалить и разделать относительно крупное животное.

Для гиенодонов был характерен половой диморфизм, выражавшийся главным образом в более длинных клыках самцов.

Зубная формула: Зубная формула гиенодона

Эволюция

Считается наиболее вероятным, что гиенодоны наряду с птеродонами произошли от каких-то азиатских представителей рода проптеродонов, существовавших в первую половину эоцена. Древнейшие известные гиенодоны обнаружены в Азии и датируются среднеэоценовым возрастом. На протяжении второй половины эоценовой эпохи гиенодоны расселяются по всему Северному полушарию, зачастую занимая высвобождаемые вымирающими оксиенидами экологические ниши. Они стали довольно обычными в большей части Азии, Северной Америки и Европы, но Африку почему-то миновали. Видимо, мелкие виды гиенодонов по образу жизни напоминали нынешних куниц, малых кошек и фосс.

Более крупные представляли собой наземных хищников, охотившихся из засад по лесным опушкам и редколесьям, подстерегавшим добычу на водопоях. В конце эоцена - начале олигоцена тропические зоны сдвинулись ближе к экватору, освобождая место для зон с умеренным климатом и соответствующей растительностью. Данное обстоятельство повлекло за собой исчезновение тропических растительноядных животных, а вместе с ними и гиенодонов, находящихся в своих биоценозах на вершинах пищевых пирамиды. Вымирает практически весь европейский видовой состав этих хищников, однако новая волна миграции гиенодонов из Азии сохраняет присутствие рода в Европе. В силу различных причин примерно со второй половины олигоцена в мире начинает неуклонно снижаться количество видов гиенодонов. Последние представители рода жили в Азии, где они продержались почти до середины миоцена.

Видовой состав

  • Подрод Neohyaenodon Thorpe, 1922
    • Вид H. (N.) vetus Stock, 1933 (син.: Pterodon californicus) — средний - поздний эоцен (дюшений - чадроний), США (Калифорния, Техас, Вайоминг).
    • Вид H. (N.) cruentus — поздний эоцен – ранний олигоцен (чадроний - ореллий), США (Южная Дакота).
    • Вид H. (N.) horridus Leidy, 1853 (син.: H. cruentus ?) — поздний эоцен – средний олигоцен (чадроний - витней), США (Нью-Мексико, Южная Дакота, Техас, Вайоминг) и Канада (Саскачеван).
    • Вид H. (N.) megaloides Mellett, 1977 — поздний эоцен (чадроний), США (Вайоминг).
    • Вид H. (N.) mongoliensis Dashzeveg, 1964 (син.: Megalopterodon mongoliensis) — поздний эоцен, Монголия.
    • Вид H. (N.) gigas Dashzeveg, 1985 — поздний эоцен, Монголия (Эргилин-Дзо).
  • Подрод Protohyaenodon Stock, 1933
    • Вид H. (P.) venturae Mellett, 1977 (син.: Н. exiquus Gervais, 1872) — средний - поздний эоцен (дюшений - чадроний), США (Калифорния, Вайоминг).
    • Вид H. (Р.) crucians Leidy, 1853 (син.: H. leptocephalus; H. paucidens; Pseudopterodon minutus) — средний эоцен (дюшений) - ранний олигоцен (ореллий), США (Техас, Монтана, Небраска, Вайоминг, Южная Дакота) и Канада (Саскачеван).
    • Вид H. (Р.) montanus — средний - поздний эоцен (дюшений - чадроний), США (Техас, Южная Дакота, Вайоминг).
    • Вид H. (Р.) microdon — поздний эоцен (чадроний), США и Канада (Саскачеван).
    • Вид H. (Р.) mustelinus Scott, 1895 — поздний эоцен - ранний олигоцен (чадроний - ореллий), США (Вайоминг, Южная Дакота) и Канада (Саскачеван).

Виды, не включённые в состав предыдущих подродов:

    • Вид H. yuanchuensis Young, 1937 — средний эоцен (шарамуруний), Китай (Шаньси).
    • Вид H. incertus Dashzeveg, 1985 — поздний эоцен, Монголия (Эргилин-Дзо).
    • Вид H. eminus Matthew & Granger, 1925 (син.: H. chunkhtiensis Dashzeveg, 1985) — поздний эоцен, Монголия (Эргилин-Дзо).
    • Вид H. raineyi — поздний эоцен (чадроний), США.
    • Вид H. heberti — поздний эоцен, Европа.
    • Вид H. brachyrhynchus — поздний эоцен, Франция (Юг - Пиренеи).
    • Вид H. requieni — поздний эоцен (приабоний), Франция (Прованс, Юг – Пиренеи, Лангедок - Руссильон).
    • Вид H. minor — поздний эоцен (приабоний), Франция (Юг - Пиренеи, Лангедок - Руссильон) и Англия.
    • Вид H. filholi Schlosser, 1877 (син.: H. vulpinus) — поздний эоцен (приабоний), Франция (Юг – Пиренеи).
    • Вид H. leptorhynchus Laizer & Parieu, 1838 — ранний олигоцен, Франция (Овернь).
    • Вид H. pervagus Matthew & Granger, 1924 (син.: H. aymardi Filhol; H. dubius Lange-Badré; H. neimongoliensis Huang & Zhu, 2002) — ранний олигоцен, Франция (Овернь), Кавказ, Казахстан (Челкар-Тениз), Монголия (Гсанда-Гол), Китай (Ганьсу).
    • Вид H. brevirostrus Macdonald, 1970 — средний-поздний олигоцен (витней-арикарий), США (Южная Дакота).
    • Вид H. rossignoli — Европа.
    • Вид H. milloquensis — поздний огоцен (шаттий), Европа.
    • Вид H. bavaricus — поздний олигоцен (шаий), Европа (Германия).
    • Вид H. weilini Wang, Qiu & Wang, 2005 — ранний миоцен, Китай (Чангжьяпинг).
      Hyaenodon gigas by teratophoneus-d4n0hrm
      Hyaenodon

В фильмах

Крупные гиенодоны появляются в документальном сериале "Прогулки с чудовищами", где они живут и охотятся в Монголии, пытаясь убить детёныша индрикотерия.

Также гиенодоны появляются в телесериале "Портал юрского периода", где вмешиваются в свадьбу бывшей сотрудницы ЦИА Дженни Льюис. В этом фильме они очень похожи на чёрных псов, легендарных призраках с болот Англии.

Гиенодон Портал