Фэндом

Гигантский спрут триасового периода
Гигантский триасовый спрут.jpg
"Автопортрет"
Основная информация
Вселенная псевдосенсадия
Размер 30 м
Рацион ихтиозавры
Среда обитания океан
Наиболее вероятная классификация
Царство Животные
Тип Моллюски
Класс Головоногие
Отряд Кальмары
Род Гигантский спрут
Вид Гигантский спрут
Left pointing double angle quotation mark sh4.svg.png Обнаружен древний гигантский головоногий моллюск, монстр, охотившийся на 14-тиметровых ихтиозавров в морях триасовового периода Right pointing double angle quotation mark sh4.svg.png
Заголовки СМИ

Гигантский спрут триасового периода - очередная псевдосенсация, была придумана американским палеонтологом Марком МакМенамином.

История

Эта история началась в первой половине ХХ века, когда в 1928 году кости крупного ихтиозавра были найдены неподалеку от крошечного городка Берлин в штате Невада в США. К 1960 году, когда городок, основанный, по-видимому, эмигрантами из Германии, уже стал городом-призраком, в этом месте были найдены более 40 скелетов ихтиозавров. Сейчас там национальный парк "Berlin-Ichthyosaur State Park". Все найденные на его территории ихтиозавры относились к виду Shonisaurus popularis, жившему в триасовом периоде, порядка 215 миллионов лет назад. Эти ихтиозавры – одни из самых крупных морских рептилий – их длина достигала 15-16 метров, а в среднем найденные в Неваде особи были четырнадцатиметровой длины.

Как образовалось это древнее кладбище ихтиозавров? Однозначного ответа на этот вопрос у ученых не было. Изучавший это местонахождение в 50-60-х годах палеонтолог Чарльз Льюис Кэмп считал это место очень необычным, но склонялся к мысли, что ихтиозавры могли погибнуть одновременно, в результате отравления продуктами разложения водорослей или по какой-то иной причине. В то время в палеонтологии были очень популярны катастрофические объяснения формирования кладбищ вымерших животных. Но более поздние исследования показали, что шониозавры умирали не одновременно, а на протяжении довольно длительного времени и сохранность их скелетов разная. Одни скелеты явно долго плавали в толще воды и были изодраны хищниками, как это часто случалось с остатками морских рептилий. Другие, судя по всему, разлагались на дне в бескислородных условиях и хищники, как и падальщики, не добрались до них. Тем не менее, несмотря на все исследования, однозначной интерпретации механизма образования "ихтиозаврового кладбища" у ученых не было и нет до сих пор.

И тут на информационной сцене появился автор сегодняшней сенсации – профессор Марк МакМенамин из Колледжа Моунт-Холиок. А сама сенсация родилась на встрече Американского геологического общества в Миннеаполисе. Там МакМенамин представил доклад, в котором он интерпретировал кладбище ихтиозавров как "мусорную яму" гигантского головоногого моллюска. Этот кракен (спрут из скандинавской мифологии, способный топить корабли одним щупальцем), якобы нападал на 14-тиметровых ихтиозавров, сворачивал им шею и пожирал их. Однако, коварному и умному триасовому головоногому моллюску этого было мало. Он складывал из костей своих жертв узоры на морском дне. Видимо, эти узоры, точнее, один единственный "узор", и стали причиной появления этого древнего Ктулху в голове американского палеонтолога. Дело в том, что позвонки одного из шониозавров, найденных на территории национального парка, лежали в два ряда и издали их положение действительно напоминало рисунок присосок на щупальце осьминога.

По мнению МакМенамина, гигантский осьминог достигал длины 30 метров, при том что его жертвы, как уже было сказано, в среднем имели длину 14 метров. Кстати, самые крупные современные головоногие моллюски - гигантские кальмары Architeuthis dux, редко вырастают больше 13 метров, причем на туловище приходится лишь 2-3 метра, остальное – длина тонких щупалец. Так вот, МакМенамин заключил, что головоногий монстр триасовых морей был столь умен и сообразителен, что на досуге развлекался выкладыванием абстрактных картин из костей своих жертв и даже оставил "древнейший автопортрет" - взяв по позвонку в каждую присоску и выложив таким образом оттиск своего щупальца на дне моря двумя рядами позвонков. Правда, что помешало ему оставить простой отпечаток щупальца на дне, МакМенамин не пояснил.

Сенсационное сообщение профессора МакМенамина о триасовом пожирателе ихтиозавров не было опубликовано в рецензируемом научном журнале. Оно вышло в материалах встречи Американского геологического общества, а пресс-релиз был опубликован на сайте Общества. Но эта новость моментально была подхвачена новостными сайтами, причем не только интернет-ресурсами с сомнительной репутацией, но и серьезными, уважаемыми новостными порталами. Именно это вызвало гнев Брайана Свайтека, чье нелицеприятное высказывание о коллегах приведено в начале этой новости. Свайтека можно понять – профессор МакМенамин не представил ни одного, даже самого ничтожного доказательства существования своего "триасового кракена". Не найдено ровным счетом ничего – ни следа от щупальца на дне, ни крючка, которые могли быть на этих щупальцах, ни кусочка клюва – ничего. На костях шониозавров нет следов, которые можно было бы интерпретировать как следу укусов крупных головоногих моллюсков. В общем, "триасовый спрут" является чистейшей воды вымыслом. С таким же успехом можно все кости ихтиозавров, в том числе и часто встречающиеся в юрских отложениях Подмосковья, объявить остатками обеда гигантских головоногих.

И если профессора МакМенамина можно понять – никому не известный палеонтолог ни сделав ровным счетом ничего сумел прославится на весь мир, то журналистов серьезных изданий, наперегонки перепечатывающих эту новость про "ужасного спрута", понять немного сложнее. Правда, справедливости ради нужно отметить, что некоторые сайты просто обошли эту новость стороной. Зато некоторые российские СМИ умудрились даже добавить к этой сомнительной новости еще и собственные ошибки. Кто-то перевел фразу о том, что шониозавры, подобно кашалотам, могли питаться кальмарами, как "шониозавры питались кашалотами и кальмарами". И это в триасе, когда до появления кашалотов оставалось несколько десятков миллионов лет!

Также на Фэндоме

Случайная вики