ФЭНДОМ

Существует динозавр с похожим названием. Возможно, вы хотели узнать информацию о зауроподе гигантозавре.

Гиганотозавр (лат. Giganotosaurus) — гигантский хищник из Аргентины, обитавший в эпоху мелового периода 100-97 млн. лет назад.

История находки

Giganotosaurus
Окаменевшие останки были найдены Рубеном Каролини, охотником за ископаемыми, который 25 июля 1993 года обнаружил большую берцовую кость динозавра, выступающую из земли в месторождениях формации Рио Лимэй, в 18 км к югу от города Эль-Чокун в Патагонии, провинция Неукен, Аргентина. При извлечении окаменелостей выяснилось, что посткраниальный скелет был расчленен, а части черепа были разбросаны на площади около 10 метров. В 1995 году вид был описан аргентинскими палеонтологами Рудольфо Кориа и Леонардо Салгадо как Giganotosaurus carolinii - «гигантский ящер» и назван в честь Рубена Каролини, нашедшего останки. В экземпляре (MUCPv-Ch1) сохранилось около 70 % костей, включая части черепа, таза, костей конечностей и большинство позвонков, размер особи был оценен в 12.5 метров (41 фут) в длину. Экземпляр хранится в палеонтологическом музее Эрнесто Бахманна. В 1998 году Хорхе Кальво и Рудольфо Кориа описали обломок нижней челюсти, содержащий несколько зубов (образец MUCPv-95), признав его идентичным роду Giganotosaurus carolinii. Образец был найден Хорхе Кальво в формации Сьерро Лос Кандельерос провинции Неукен в 1987 году и был им кратко описан в 1989 году как возможный новый неизвестный тероподовый таксон. Этот образец был на 8 % крупнее голотипа и хотя задняя часть челюсти является неполной, Кориа и Кальво предположили, что череп голотипа (образца MUCPv-Ch1) возможно достигал 1,80 метра (6 футов) в длину, а найденный более крупный образец был 1,95 метра (6,4 фута) в длину, являясь самым длинным черепом любого теропода.
Giganotosarus skull

череп Giganotosarus

Повторное исследование канадского палеонтолога Филлипа Карри и Рудольфо Кориа в 2002 году снизило максимальную длину черепа до 1,60 метра, а в 2004 году Джерард Маззетта и его коллеги отметили, что хотя бедренная кость голотипа Гиганотозавра была на 5 см (2 дюйма) больше чем у тираннозавра "Сью", его голень была на 8 см (3 дюйма) короче.

В 2006 году палеонтологи Рудолф Кориа и Филлип Карри описали еще один вид - Mapusaurus roseae. Образец состоял из нескольких костей, найденных в 1997 году. Гиганотозавр и мапузавр были объединены в одну группу Giganotosaurini.

Описание

Theropod size
Гиганотозавр считается одним из крупнейших хищных динозавров. В 1997 году Рудольфо Кориа оценил его размер в 13,7-14,3 метра и 8-10 тонн веса. В 2001 году Франк Сибахер, используя новый метод расчета размеров и массы тела, определил его размер в 12,5 метров и 6,6 тонны веса. [2] В 2012 году Мэтью Т. Каранно и др. отметили, что хотя гиганотозавр и получил особое внимание из-за его огромных размеров, многие элементы его черепа не сохранились, что приводит к неопределенности и двусмысленности, в определении общей длины черепа. Так-же, они обратили внимание на то, что сами кости скелета, гиганотозавра и кархародонтозавра, были такого-же размера, как и у тираннозавра. В отличие от кархародонтозавра, гиганотозавр обладал более высоким черепом с высокой закругленной передней частью, более развита орнаментация черепа — гребни на носовых костях, над глазами. В остальном эти животные очень схожи между собой. Следует отметить, что в отличие от тираннозавра, гиганотозавры не обладали достаточно развитым бинокулярным зрением, а их мозг меньше по объему, таким образом, гиганотозавры обладали более примитивными чертами по сравнению с тираннозавром.

В массовой культуре

  • Гиганотозавр был самым опасным в игре Dino Crisis 2, где был представлен как версия теропода превосходившая размерами тираннозавра рекса, достигавшая 20 метров в длину.
  • Гиганотозавр был представлен в одном из спецвыпусков британского сериала «Прогулки с динозаврами», где был показан как социальное животное, охотящееся в стае (см. фото в шаблоне).
  • Достаточно реалистично гиганотозавр был продемонстрирован в научно-популярном фильме «Динозавры: Гиганты Патагонии».
  • Одной из игрушек серии Zoids был армированный гиганотозавр по имени Gojulas Giga.
  • Гиганотозавр был описан в книге «The World Beneath» из книжного цикла «Динотопия».
  • Гиганотозавр является главным монстром в фильме «Путешествие к центру Земли» 2008 года.
  • Показан в одной из серий британского сериала "Портал юрского периода" (третий сезон, вырывается из портала на аэродроме)
  • В пятой части мультфильма "Земля до начала времен" мы можем наблюдать, как за главными героями-динозавриками гоняется загнанный на остров гиганотозавр.
  • В компьютерной игре ParaWorld появляется в дополнении boosterpack.

Источники

  1. Принстонский справочник динозавров, 2-е издание, 2016 год.
  2. http://www.wikiwand.com/en/Giganotosaurus

Галерея

4c1bb342ea1568c16dc81c093f7fd846
1036-Giganotosaurus

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики