ФЭНДОМ

Гарголейозавр - некрупный нодозаурид позднего юрского периода из стратиграфической зоны №2 формации Моррисон(Вайоминг, США).

Описание

Передвигался динозавр на четырёх коротких крепких ногах. При этом отметим, что передние конечности были довольно длинными и сильными. Несмотря на небольшой размер, он уже обладал значительной массой и поэтому перемещался лишь немногим быстрее более поздних сородичей.

Череп у гаргойлеозавра вытянутый и не очень массивный, ибо слой костной брони довольно умеренный. Его длина достигала 29 сантиметров.

Туловище ящера было широким и уплощённым. Мало того что гаргойлеозавр обладал толстой кожей, так ещё сверху его покрывали ряды защитных остеодерм – костных пластин. Броня была довольно внушительной, особенно в сравнении с близкими родами, поверхность тела которых покрыта неравномерно. В среднем пластины довольно крупные, особенно в передней части тела. В задней же части они сливаются воедино, представляя собой подобие костного пояса.

Прочный малоподвижный хвост нередко использовался в качестве оружия. В целом гаргойлеозавр представляет собой низкого объёмного динозавра, не отличающегося особой подвижностью. Если оригинального анкилозавра можно сравнить с "тяжёлым танком", то гаргойлеозавру вполне подойдёт определение "лёгкого".

Он является одним из первых анкилозавров вообще, но при этом обладает необычным строением тела. Гаргойлеозавр совмещает в себе признаки как нодозаврид, так и анкилозаврид. Более того, некоторые учёные причисляют его именно к семейству анкилозаврид (в частности, Мэтью Викериос, Тереза Марэанска и Дэвид Вейшампел). Однако, по официальному мнению, динозавр всё же относится к нодозавридам. Скорее всего, динозавры подобные гаргойлеозавру представляют собой переходные звенья от них к первым анкилозавридам.

Повадки

Несмотря на относительно небольшие для анкилозавров размеры, аппетит у гаргойлеозавров был столь же отменный. Они были довольно низкими животными, поэтому в основном занимались ощипыванием травянистой растительности и кустарников. Предположительно, эти панцирные динозавры не объединялись в масштабные стада, а кочевали небольшими группами или в одиночестве вплоть до брачного периода.

Конец юры – поистине один из самых жарких отрезков в жизни динозавров. Богатейшая формация Моррисон сохранила невероятное количество видов как растительноядных, так и хищных животных. Отсюда следует, что врагов у гаргойлеозавров было предостаточно. Естественно, от групп небольших скоростных хищников, таких как целуры или орнитолесты их защищал панцирь и физическая сила. Даже более крупные стоксозавры и таниколагреи не смогли бы пройти сквозь бронированный каркас и представляли небольшую угрозу только при коллективной атаке наиболее уязвимых мест.

Но со средними и крупными хищниками дело обстояло иначе. Гаргойлеозавр не обладал впечатляющими размерами и не имел, подобно анкилозавридам, костной "булавы" на хвосте. Взрослому аллозавру, торвозавру или цератозавру было более чем по силам пробить выставленную защиту. За деревьями отвлёкшегося гаргойлеозавра могли поджидать острозубые маршозавры.

С другой стороны, небольшой размер позволял гаргойлеозавру прятаться в густых зарослях ещё до появления опасного хищника в зоне видимости. Самая эффективная тактика для него при серьёзной угрозе – скрыться. Вполне вероятно, что в этом ему помогала маскировочная расцветка.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики