ФЭНДОМ

Барионикс — хищный спинозаврид из Европы, обитавший в раннемеловом периоде 130-125 млн лет назад.

История изучения

Barionyx skeleton
7 января 1983 года любитель и охотник за ископаемыми Уильям Джон Уокер, обнаружил большую фалангу кисти и часть ребра, в глиняной яме графства Суррей, Англия, через неделю Уокер вернулся и нашел там огромный коготь. Британские палеонтологи Алан Хариг и Анджела Милнер, из Музея естественной истории Лондона, в феврале начали раскопки и нашли еще больше костей на этом участке, работы продолжились в мае и июне. Большая часть костей была окружена мелким песком и илом, а остальная часть лежала в глине. Кости были расчленены и разбросаны на площади 5 х 2 м (17 х 8 футов), но большинство из них лежали не далеко от своих естественных позиций. Анатомическая позиция некоторых костей была нарушена бульдозером, а некоторые из них были разбиты механическим оборудованием, прежде чем они были извлечены. Подготовка образца шла трудно, из-за твердости матрицы алевролитов и наличием сидерита, была сделана попытка даже использовать кислотные препараты, но большая часть матрицы была удалена механически.

Baryonyx-fossils skull

череп Baryonyx walkeri

Скелет (голотип BMNH R9951) состоял из частичных костей черепа, зубов, шейных, спинных и хвостовых позвонков, ребер, костей руки и кисти, тазобедренных костей ног. В 1986 году вид был описан Харигом и Милнер как Baryonyx walkeri - «мощный коготь», видовое имя дано в честь Джона Уокера. В 1986 году пресса называет барионикса "лучшей находкой века", в Европе он был широко представлен в международных средствах массовой информации, его открытие было предметом выхода в 1987 году документального фильма BBC. Барионикс получил прозвище "коготь", журналисты каламбурили, сравнивая с названием фильма «Челюсти». Реконструкция скелета монтируется в Музее естественной истории в Лондоне, а в 1997 году Хариг и Милнер публикуют монографию, описывая скелет в деталях. Ископаемые останки, которые впоследствии были отнесены к бариониксу или подобным животным, известны и из других частей Великобритании, это изолированные зубы с острова Уайт, в том числе кости кисти и позвонки, фрагмент верхнечелюстной кости из Ла-Риоха (Испания) был описан в 1995 году, в 1999 году следы динозавров близ Бургоса были идентифицированы как таковые от барионикса или аналогичного теропода. В 2011 образец из Португалии с фрагментом нижнечелюстных костей, зубами и позвонками, так же был приписан бариониксу, как наиболее полные останки животного.

Описание

Baryonyx-size
В 1988 году его размер определили в 9,5 метров в длину, 2,5 м в высоту, а вес в 1,7 тонн. По оценкам 1997 года длина барионикса составляла 10 метров (33 фута). По данным на 2010 год, размер барионикса составляет 7,5 метров в длину и 1,2 тонны в весе.[2] Это был длинный ящер с низкой мордой и узкими челюстями, кончик морды был расширен по бокам в форме розетки. Полная длина черепа была оценена в 950 мм (37,4 дюйма), это основано на сравнении с близким родом зухомим, который был на 20% больше. Барионикс имел вторичное нёбо, похожие на крокодилов, в отличие от большинства теропод. В верхней челюсти была выемка, которая вписывается в углубление на нижней челюсти (которая загнута вверх в той-же самой области). У барионикса было много мелкозубчатых, конических зубов, с крупными зубами спереди. В верхней части черепа, над глазами, он имел треугольный сагиттальный гребень. Шея была менее изогнута, чем у других теропод, а остистые отростки его спинных позвонков увеличились в высоту, от передней, к задней части спины. Так же Барионикс имел сильные передние конечности, с гигантским когтем на первом пальце, длинной до 31 см. О рационе животного свидетельствуют рыбья чешуя и кости игуанодона, найденные в желудке. Скорее всего он обитал в районах многочисленных водоемов и озер, или вел прибрежный образ жизни, как и его более крупный собрат — спинозавр.

Источники

  1. Принстонский справочник динозавров, 2-е издание, 2016 год.
  2. http://www.wikiwand.com/en/Baryonyx

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики